Самопрезентация, пожалуй, непростое дело! Всегда встает вопрос: «Что рассказать?» Придумывать не будешь, потому что если возьмут на работу, то нужно уметь то, что «приукрасили» и рассказали на презентации, а на самом деле совсем это не умеете. Что же все-таки рассказать о себе?
Содержание
Какова цель самопрезентации
При трудоустройстве, знакомясь с потенциальными работодателями, с партнерами, с незнакомыми людьми, мы должны уметь грамотно и эффектно рассказать что-то о себе, чтобы создать «положительное» впечатление. Это является важным моментом, который позволит нам получить желанное место работы.
Для создания этого впечатления лучший способ — это самопрезентация.
Самопрезентация — это процесс представления себя другим людям, с целью создания определенного впечатления о себе. Это может включать в себя как вербальные, так и невербальные аспекты общения, такие как язык тела, выражение лица, одежда и т.д. Самопрезентация может быть как осознанной, так и неосознанной, и может иметь различные цели, такие как создание положительного имиджа, привлечение внимания, установление авторитета и т.д.
Есть естественная самопрезентация, ее используют когда говорят «все как есть». Но она не всегда для нас эффективна, мы можем не получить место работы. Поэтому лучше использовать «искусственную» самопрезентацию, заранее обдуманную и спланированную. С ее помощью можно преподнести себя «в выгодном свете». Важно научиться этому виду самопрезентации, так как именно она помогает нам продемонстрировать себя как можно лучше и добиваться в конечном итоге своих целей.
Читайте также: Как правильно составить резюме
На что смотрит интервьюер или специалист по подбору персонала?
- Внешний должен соответствовать ситуации на собеседовании (лучше спросить об этом заранее);
- Поведение и умение вести себя правильно, даже при «каверзных» вопросах;
- Грамотность как специалиста и коммуникабельность как человека при общении.
Поэтому стоит заранее подготовиться и кратко уметь рассказать о себе, исключая лишние вопросы и умело обходя вопросы, на которые вы не хотите отвечать. Поэтому не лишним будет иметь заранее план самопрезентации, который и поможет вам в этом.
Важные пункты в самопрезентации
При подготовке к собеседованию важно сесть и написать сочинение о себе, лучше уложиться в 5 или 7 тыс. слов или 1-2 листа формата А4. При корректировании текста всегда можно что-то лишнее убрать.
- Составьте первоначально план презентации себя
- Опираться стоит только на факты, а не на рассуждения. Иногда спрашивают цифры выполнения плана, какую целевую аудиторию обслуживали, территорию охвата и т. д.
- Перед подготовкой самопрезентации хорошо бы посмотреть сайт тех, для кого она предназначена (это важный момент, так как если вы по специальности врач, а идете работать медицинским представителем в компанию, которая занимается производством и продвижением лекарственных препаратов, то ваши многие умения как врача могут «напрямую» не понадобиться в данной области, скорее будет необходимо умение налаживать контакт с разными людьми)
- Отметьте в каких рабочих моментах вы являетесь профессионалом «широкого профиля», например, вы можете описать «ситуацию или товар» в статье и эту статью можно разместить в социальных группах, что может увеличить приток клиентов и повлиять на продажи
- Опишите ваши знания, образование, навыки, умения и опыт работы
- Будьте готовы и к личным вопросам про семью, ваши увлечения и хобби
- Почти всегда спрашивают про желаемый уровень заработной платы, режим работы и всегда спрашивают про социальные гарантии, которые для вас нужны
Недопустимые ошибки на собеседовании
Не рекомендуем надевать самую лучшую одежду и в «старье» тоже не рекомендуем идти, деловой костюм вполне подойдет для собеседования.
Приходить за час до собеседования приходить не стоит, но и опаздывать категорически нельзя. Поэтому придите за 10-15 минут, чтобы было время оглядеться и «успокоить» мысли.
Избегайте жалоб на прежнего работодателя, даже если вас что-то не устраивало. Назовите нейтральные причины увольнения: отсутствие карьерного роста, удаленность от места проживания, нет обучения, нет возможности раскрыть себя и использовать все свои навыки и т. д.
Промолчите о конфликтной ситуации, если таковая присутствует. Помните, что каждый поступает в зависимости от того, как удобно ему. А если все же придется коснуться этой темы, то постарайтесь говорить, что всеми силами пытались избежать этой конфликтной ситуации.
На собеседовании не принято молчать, необходимо общаться, а не просто в одностороннем порядке отвечать на вопросы. Избегайте закрытости и зажатости в общении, а на просьбу рассказать о себе постарайтесь уложиться в 3-5 минут, и рассказ должен касаться вашей профессиональной деятельности.
На самопрезентации при общении с работодателем важно правильно себя подать и хорошо «продать», и для этого необходимо быть уверенным в себе человеком и хорошим профессионалом.
Старайтесь задать все интересующие вас вопросы и о будущей работе: режим работы, график отпусков, больничные листы, обязанности и права работника, техника безопасности, обучение, командировки, социальный пакет и др.
После вашей самопрезентации у работодателя вполне могут возникнуть неприятные вопросы, на которые необходимо сдержанно и спокойно ответить. Иногда это как проверка стрессоустойчивости.
Наши полезные статьи про управление стрессом:
- Как снимать мышечные зажимы и управлять своим стрессом
- Как снять нервное напряжение и избавиться от стресса
- Как избавиться от стресса с помощью экспрессивного письма
Не стоит «болтать» на отвлеченные темы и рассказывать о своих семейных проблемах, финансовых трудностях и жилищной неустроенности. Спросите лучше про коллектив, их совместные мероприятия, систему поощрения и отчетности и т. д.
Все вопросы о финансах лучше оставить на конец собеседования и после самопрезентации. Работодатель сам спросит вас о том, сколько бы вы хотели получать. Необходимо озвучивать приемлемый для вас изначальный уровень оплаты труда, а для этого необходимо заранее посмотреть, что данный работодатель указывал в объявлении при размещении вакансии и что у него написано на сайте. Не соглашайтесь на меньшее!
После собеседования и самопрезентации работодатель всегда берет время на раздумье. Обычно это 1-2 дня и потом может сообщить, а может и нет о своем решении. Но вы всегда можете позвонить и спросить о причине отказа, если вас не взяли. Обычно всегда сообщают об ошибках самопрезентации, которые вы сможете учесть в будущем.
На самопрезентации вас не должно ничего отвлекать и поэтому телефон должен быть выключен и не будьте излишне эмоциональным. Доброжелательность и грамотное ведение диалога будет положительно оценено будущим работодателем при собеседовании с вами.
Самопрезентация, порядок действий
Помните, что «первое впечатление можно произвести всего один раз»... Именно поэтому необходимо постараться, «порепетировать» перед зеркалом, записать видео и посмотреть его самому, можно показать его «профессионалу» для оценки и коррекции.
![девушка репетирует перед зеркалом](http://womensphere.ru/wp-content/uploads/2024/01/kandinsky-download-1705002796917.jpg)
Изображение сгенерировано нейросетью Кандинский
Самопрезентация всегда преследует одну цель для обеих сторон — понять насколько они могут подойти друг к другу, устраивают ли они друг друга, возможна ли дальнейшая совместная деятельность. Поэтому на самопрезентации могут сыграть роль самые незначительные детали:
- подумайте как вам удобно представиться, иногда это полное имя, отчество и фамилия, иногда это только имя. Когда будете представляться, обязательно улыбнитесь. Улыбка располагает собеседника к вам!
- первоначально скажите на какую вакансию вы хотите попасть, и соответственно, применимо к этой вакансии расскажите о своем опыте работы, который пригодится здесь;
- затем переходите к рассказу о своих достижениях и успехах
- работодатель может задать вопрос о том, какие цели вы преследуете и к чему стремитесь
- вот здесь стоит уделить внимание почему именно здесь у них вы хотите работать (рассказать какие навыки сможете здесь применить)
- обычно, любой менеджер рассказывая про свой товар, говорит по схеме «свойства-преимущества-выгода», вот и здесь стоит рассказать о том какие выгоды сотрудничества с вами приобретет работодатель
- после этого поблагодарите за уделенное время
Необходимо для себя отметить на какие вопросы вы не будете отвечать ни при каких обстоятельствах и как вы эти вопросы сможете спокойно обойти в разговоре.
И еще, можно включить в самопрезентацию какую-то свою личную занимательную историю из своей рабочей жизни, если собеседник-работодатель располагает к беседе можно коснуться любимых хобби или каких-то личных моментов, но лучше этого делать не стоит.
Советы при собеседовании
- С собеседником всегда должен быть зрительный контакт и четкая «линия беседы», говорить «ни о чем» нельзя.
- Каждая новая вакансия, куда вас пригласили на собеседование, требует индивидуальной подготовки и новой самопрезентации.
- Продумайте все жесты, мимику, движения, позы (они всегда должны быть открытыми) и «не суетитесь»!
- Полностью исключите из разговора ваш негативный опыт и частицу «НЕ». Когда человек говорит предложение, что «на прежней работе все было хорошо, НО НЕ устраивало...» и все в том же духе…,то это обязательно «привлечет» потенциального работодателя и он начнет сомневаться в правильности выбора вашей кандидатуры на это место работы.
- Нельзя торопиться и торопить собеседника, также и нельзя отвечать на телефонные звонки. Предупредите своих близких о том, что вы какое-то время не сможете отвечать на их звонки.
- Не отмалчивайтесь, но и не задавайте много вопросов, «все по делу»
- Не пытайтесь вызвать у собеседника «чувство жалости» и не говорите о том, что сейчас получение работы для вас «вопрос жизни и смерти»
Ниже мы приведем самый простой вариант самопрезентации, который можно использовать при подготовке:
«Добрый день, меня зовут ________________, мне (столько) лет. |
Я занимаюсь___________________________. |
В этой сфере я работаю __________________. |
Недавно (лучше точную дату указать) я прошел курсы повышения квалификации и сообщить где_____________. Есть сертификаты. |
Окончил ВУЗ (какой и когда) _______________________________. |
Моя специальность мне нравится. У меня есть навыки _________. |
Работаю (в одиночку или в команде), могу работать как один, так и в команде. Был в роли руководителя, делал проекты___________, были такие-то результаты (лучше в цифрах), здесь нужно сказать о достижениях в этой сфере. |
Мои сильные стороны________________________________________, дисциплинирован, умею мотивировать и стрессоустойчив, в сложных ситуациях принимаю решения. С людьми нахожу общий язык, и быстро адаптируюсь к изменениям. |
Есть и отрицательные стороны, как у всех, но я не хочу о них говорить. Всегда стремлюсь к самосовершенствованию, стараюсь улучшать как свои личные качества, так и профессиональные. |
Работать в вашей компании мне было бы интересно, так как _________. |
Нравится приносить пользу людям и быть полезным компании, хотя мне не чужды и мои личные цели — это карьерный рост. |
Благодарю за возможность рассказать о себе!» |
Самопрезентацию можно сделать на ПК и показать, заодно продемонстрируете свой навык владения программой Microsoft PowerPoint (или другими программами). Это может быть большим плюсом, так вы покажете, что готовились к ней и заинтересованы произвести «хорошее впечатление».
И, возможно, работа будет ваша! Пробуйте!
Советуем почитать по теме самопрезентации следующую литературу:
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.