В Большой Гатчинский дворец хотелось попасть давно, но наши питерские пробки и вечный ремонт дорог в разных районах не позволял приехать туда вовремя. Дворец был всегда уже закрыт, а мы с друзьями довольствовались прогулкой по прекрасному парку. И вот неожиданно мы все же нашли время и специально поехали посетить этот дворец в Гатчине. Погода была зимняя, холодная и прогулка по дворцу была самым хорошим и познавательным вариантом отдыха. Было интересно посмотреть интерьеры дворца, которые мелькали в кадрах фильмов: «Левша», «Бедный, бедный Павел», «Суворов», «Три мушкетера» и «Война и мир». А. В. Луначарский писал о дворце: «...Он окружен задумчивостью прошлого...»
Содержание
С чего начиналась Гатчина
Многие города в России меняли названия, но с Гатчиной это было очень часто. Ее называли «городом товарища Троцкого», а именно Троцком. В 1929 году его переименовали в Красногвардейск. А Великую Отечественную войну когда в 1941 году в город вошли немцы город стал называться Линденманштадт. И лишь только после освобождения города от немцев в 1944 году городу вернули историческое название Гатчина.
Само название Гатчина произошло от названия «Хотчино» в 18 веке, а в 1499 году было впервые упоминание о «Хотчино над озером Хотчиным». Во время Северной войны в 1700—1721гг эти земли стали принадлежать России. И Петр-1 стал их раздаривать своим приближенным. Так Гатчинская мыза была подарена сестре Наталье Алексеевне.
Она и построила первый загородный дом. После ее смерти дом был передан во владение (аренду) доктору И.Л. Блюментросту. А Анна Иоановна пожаловала потом это место князю Куракину. Гатчинская мыза разрослась, были разные постройки, деревни с пашнями, покосами и лесами. К сожалению, ни одной той старой постройки не сохранилось до наших дней. Екатерина-2 выкупила у наследников князя Куракина это место и подарила ее своему фавориту графу Григорию Орлову.
Расположение и история дворца в Гатчине
Расположен Большой Гатчинский дворец в 35 км от границы Санкт-Петербурга, с удобной бесплатной парковкой для автомобилей и прекрасным парковым комплексом, который виден везде из окон дворца, и даже в заснеженном состоянии очень красив.
Кто только не бывал в Гатчине: Балакирев, Рахманинов, Репин, Блок, Горький, Игорь Северянин...А Куприн очень долго жил на Елизаветинской улице в маленьком зеленом домике, и, наверное, часто гулял там...
Большой Гатчинский дворец поразил наше воображение. Он очень большой, в нем много интересного, недаром его называют загородной резиденцией российских императоров.
Официальной датой постройки дворца в Гатчине считается 1766—1781гг., строился он по проекту архитектора А. Ринальди в стиле классицизма, и сочетал в себе темы загородной резиденции по типу русской усадьбы и средневекового охотничьего замка в английском стиле. Дворец находится в отдалении от Санкт-Петербурга, раньше он служил местом « условной ссылки» Павла-1, «нелюбимого» сына Екатерины-2, которого она отправила жить подальше от себя и от столицы. Считается, что в нем много «тайных» секретов и загадок, есть даже подземный грот «Эхо». Павел-1 понимал, как изменчива фортуна и подземная галерея должна была стать путем спасения для него...
Большой Гатчинский дворец состоит из главного трехэтажного здания с балконом, к этому зданию с двух сторон примыкают пятигранные башни, одна с часами, другая — Сигнальная башня (громоотводная).
План Гатчинского дворца
- Центральный корпус
- Кухонное каре
- Арсенальное (Конюшенное) каре
- Плац
- Сигнальная башня (с громоотводом)
- Часовая башня
- Памятник Павлу I
- Бастионная стена с бастионами
- Собственный сад
- Мосты через ров
- Купол дворцовой церкви
Главное здание соединялось с двух сторон двумя полуциркульными галереями с одноэтажными хозяйственными корпусами в виде четырехугольника, с одной стороны- Кухонное и с другой- Конюшенное (Арсенальное каре). На переходе к Кухонному каре виден купол дворцовой церкви.
Здание Большого Гатчинского двореца имеет снаружи очень красивый цвет, оно облицовано камнем с близлежащей деревни Парица, и камень поэтому называется Парицкий известняк.
Вестибюль и парапет облицованы пудостским камнем, который обладал хорошей морозостойкостью, но при этом был легким, а по структуре напоминает пемзу из-за своей пористости. И еще он меняет цвет в зависимости от погодных условий и освещенности, и имеет оттенки от сероватого до желто-болотного благородного цвета, что придает зданию эффект «старины».
В Петербурге много где использовалась такая облицовка, например, здания Биржи и Горного института, а в Гатчинском парке многие мосты, здание суконной фабрики и павильон Орла в Дворцовом парке. Со временем этот камень становится еще более твердым.
Первым владельцем дворца был фаворит Екатерины-2 Григорий Орлов. В 1783 году, после смерти графа Орлова, Екатерина-2 вновь выкупила эту территорию у его наследников и поселила туда своего сына Павла-1, чтобы он был подальше от государственных дел. В то время до Петербурга добираться нужно было 4-5 часов.
В 1799 году Большой Гатчинский дворец немного перестроили, в обоих каре были надстроены 2 и 3 этажи, а также они были приспособлены для проживания, на галереях появились колоннады и полуколонны, и их сделали закрытыми, так как большую часть времени погодные условия не позволяли ими пользоваться.
В 1801 году, после смерти Павла-1 Гатчина перешла по наследству его жене Марии Федоровне. И она тоже немного переделала дворец на случай, если придется в нем жить зимой.
В 1840 году в нем уже был новый владелец Николай-1. Под его руководством дворец также перестроили, достроили и сделали выше 2 и 3 этажи в каре, а также надстроили башни.
Но только при императоре Александре-3 во дворце появился телефон, канализация и водопровод, калориферное отопление и электричество. В целях безопасности плац перед дворцом впервые были поставлены фонари для освещения.
После революции было решено оставить этот дворец как музей, который будет доступен для посещения, так как в нем было много картин, мебели, бронзовых изделий, ковров и других произведений искусства, его даже называли «пригородным Эрмитажем». Но в 1926 году вся мебель и убранство было вывезено на склады Госфондимущества для дальнейшей продажи.
В самом начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года под самыми окнами дворца взорвалась авиабомба и повредила здание. Были предприняты попытки вывезти из музея самое ценное, что-то было вывезено в Ленинград, а что-то в эвакуацию в другие города. Большой Гатчинский дворец был занят немцами до 1944 года, при отступлении немецкие войска взорвали дворец. По сей день на стене дворца хранится надпись, оставленная оккупантами, что «здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто».
Только в 1976 году дворец начали реставрировать и потихоньку возвращать утраченные ценности для экспозиции. Первые залы были открыты только в 1985 году. И сейчас идет реставрация, не все еще восстановлено. Но поражает масштаб восстановленных залов во дворце, зал, где демонстрируется оружие, личные покои, тронный зал, столовая, картинная галерея и т. д.
Большой Гатчинский дворец мне показался очень большим, мы бродили по комнатам почти 3 часа, и кажется, что не все посмотрели. Южный фасад здания дворца смотрит на плац, а вот северная сторона открывает вид на озеро и парк, где все деревья были красиво покрыты снегом. Дворец полон тайн и мистики. Недаром именно здесь снимали фильм «Бедный, бедный Павел».
Он много лет прожил здесь, ожидая когда он сможет занять царствующее место после своей матери. Здесь и появилось выражение «второй двор», и именно здесь на плацу он муштровал свою «прусскую» армию. Здесь долгое время находилась запертая комната с «тайной вещью», и дети царской семьи боялись ее, поскольку с ней была связана смерть Павла-1. «Тайной вещью» считалась табакерка, которая послужила причиной смерти императора Павла-1, считалось, что от ее удара и произошла его смерть. Однако, многие исторические издания пишут, что причиной смерти было удушение императора шарфом.
Дети царской семьи в разное время боялись призрака Павла, который якобы периодически появлялся во дворце «не находя покоя». Конечно, черный ход во дворце с эхом и постоянно дежурящая лодка на Серебряном озере, внушали страх не только детям. Однако любопытство всегда брало верх, и обитатели дворца, и сами слуги все же надеялись увидеть призрак Павла, и часто бродили по ночам в залах дворца.
Однако подземный ход был построен совсем не Павлом, а Григорием Орловым. И вела к нему потайная винтовая лестница из тайной двери опочивальни со 2 этажа через туалетную комнату прямо в подвал. Через подвал можно было быстро попасть в потайной черный ход длиной 130 метров, там было удивительное эхо, где можно было услышать до 4-х слогов повторения. Почему это тайный черный ход получил название «Грот Эхо». С гротом Эхо связаны и другие легенды, такие как побег Керенского во время революции.
В Гатчинском дворце очень красивый парковый ансамбль на берегах Белого и Серебряного озера, мостики и тропинки сейчас все усыпаны снегом, приятно гулять, особенно когда не очень холодно и нет ветра.
Внутренние интерьеры Гатчинского дворца
Внутренние интерьеры Гатчинского дворца неоднократно подвергались переделке, там работали разные архитекторы: Антонио Ринальди и Винченцо Бренна, а также Андреан Захаров и Андрей Воронихин. Ринальди любил природные мотивы и использовал их в отделке дворца в лепнине и паркетном рисунке, а Винченцо Бренна добавил золочение и сложный орнамент в отделку дворца и гобеленовые полотна, так как любил сочетать античность со стилем барокко.
Под руководством архитектора Захарова построили новую церковь во дворце и закончили надстройку Кухонного каре. А Архитектор А. Воронихин, по просьбе жены Павла-1 Марии Федоровны, немного изменил внутренние интерьеры и утеплил дворец на случай зимнего пребывания.
Позже дворец тоже подвергался небольшим изменениям придворными архитекторам, что-то надстраивалось и увеличивалась высота этажей, но внутренний облик уже мало менялся.
В годы войны Большой Гатчинский дворец был полностью разрушен, уже много лет идет реставрация внутренних покоев дворца, сейчас открыто более 50-ти помещений для экскурсий.
Можно посетить Аванзал, Мраморную столовую, Малиновую гостиную, Верхний тронный зал Павла-1, Картинную галерею, парадную опочивальню, Белый зал.
При Павле-1 утро во дворце начиналось с военных построений на плацу перед дворцом. Часто устраивались парады и торжественные смотры войск.
Сегодня вход в музей находится рядом с мраморной статуей императора Александра-3. Там же и парадная лестница во дворец. Среди множества произведений искусства во дворце также собрана коллекция старинного оружия, более тысячи наименований, многие экспонаты снабжены именными табличками, кому принадлежало оружие. Начало этой коллекции положил Григорий Орлов, первый владелец дворца, он и планировал использовать оружие не только для охотничьих нужд, но и для украшения парадных комнат.
Чесменская галерея служила местом приема многочисленных приемов и парадных обедов. Сейчас она восстановлена, но на одной из стен остались следы Великой Отечественной войны, в январе 1944 года галерея была уничтожена пожаром.
Из Чесменской галереи можно пройти в Аванзал, где происходила смена караула, он восстановлен полностью так, каким был при последнем владельце дворца Александре-3. Наборный паркет выбран архитектором Антонио Ринальди в виде экзотического цветка. В этом зале гости обычно ожидали выхода императора. Двери сделаны в наборной технике их карельской березы, ореха и ясеня, а наличники под имитацию мрамора розовато-оранжевого цвета, как и обрамление лестницы при входе во дворец. Аванзал украшает полотно А.Гау «Изгнание Адама и Евы из Рая».
Из Аванзала можно пройти в Мраморную столовую. Столы для обедов там ставились только в случае званного обеда. Этот зал украшен шестнадцатью колоннами из мрамора. В нем есть мраморная балюстрада, которая отделяет буфетную зону от обеденной. В буфетную зону приносили блюда для обеда, и туда же в близлежащие комнаты уносилась и посуда после обеда.
При Павле-1 во дворце было четыре тронных зала, но именно в Верхнем тронном зале он принимал послов и устраивал аудиенции.
В середине зала стоит красивый позолоченный трон малинового цвета с таким же по цвету постаментом, кресло сделано по типу тронного кресла Анны Иоановны из Зимнего дворца. В зале на стенах висит шпалера изготовленная в подарок королем Франции Павлу-1 и Марии Федоровне.
После Верхней Тронной начинаются «женские» покои — Малиновая гостиная, названная так по цвету гобеленовых полотен, которые там представлены на стенах, два из которых находятся сейчас в Павловском дворце. Стулья и другая мебель также здесь вся малинового цвета, а посередине стоит круглый мозаичный столик из яшмы. За Малиновой гостиной можно увидеть голубую (Парадную) опочивальню, она отделена от общего пространства зала красивой балюстрадой и кровать расположена в алькове. Такое положение говорит о высоком статусе хозяев, а гости могли посмотреть царскую опочивальню.
Спальня соединена с анфиладой из пяти комнат. И следующим помещением был Овальный будуар, который служил Марии Федоровне как комната в которой она занималась рукоделием и чтением, здесь же она музицировала и принимала гостей. Комната выполнена в нежных пастельных тонах, а украшения на стенах в виде цветов и фруктов, в комнате всегда были живые цветы из оранжереи.
Рядом с будуаром находится Башенный кабинет, который украшен портретом Павла-1, выполненный в виде шпалеры. Кабинет находится в Часовой башне.
Далее следует Туалетная комната Марии Федоровны, сделана она в нежных бело-серо-голубых тонах с изящной мебелью и украшениями из скрещенных стеблей лилий и других цветов, летящих птиц, ваз со цветами и др. Архитектор Ринальди как бы оставил здесь свой автограф в рельефном изображении, напоминающем лилию, здесь их так и называют «цветком Ринальди». Над камином из белого мрамора висит портрет из лепнины Екатерины-2.
Замыкает анфиладу Зеленая угловая комната, из которой двери ведут в Малый Тронный зал Марии Федоровны (при Григории Орловом эта комната называлась Китайской и была оформлена в восточном стиле). Две другие двери ведут в Проходную и Греческую галерею, которая ранее называлась Картинным залом. Здесь размещены полотна, которые принадлежали Григорию Орлову, а также полотна, которые были привезены Павлом-1 и Марией Федоровной из европейского турне.
Самый богато украшенный Белый зал в Гатчинском дворце был самым большим и служил местом приема большего количества гостей, чем вмещала Мраморная столовая. Двери этого зала выходят на широкий балкон, с которого открывается вид на плац перед дворцом.
Далее идет проход в Греческую галерею, а из нее в Арсенальное каре. Греческая галерея — это музей, посвященный искусству Древней Греции и Рима. Из Греческой галереи мы попадаем в кабинет «Ротари», названному так по фамилии художника чьи портреты дам и кавалеров здесь размещены.
За глухой стеной галереи находились жилые комнаты, окна которых выходили в парк. Жилые помещения делились на женские и мужские. Комнаты были не очень большими и они оснащены минимально удобным количеством мебели, в некоторых из них нет ванных комнат и туалета с гардеробной, все располагалось за ширмой. Следом за спальней идет будуар и небольшая гостиная. Потом идет мужская половина комнат, состоящая из кабинета и спальни.
Греческую галерею с Мраморной лестницей соединяет Ротонда под гербом. Все здесь напоминает о том, что это резиденция императорской семьи.
Слава о Гатчине известна многим российским городам и селам не только как о городе, где красивый садово-парковый ансамбль. Здесь был Гатчинский завод товарищества Лаврова А.С., который отливал звучные гатчинские колокола. Многие музыковеды, этнографы и служители церкви отмечали эту особенность, колокола были прочные и редкие по красоте своего звучания. Их так и называли «неразбиваемые колокола» и языки у них были «стальные». Они и сейчас звучат как ансамбль со звонницы церкви Покрова Пресвятой Богородицы и собора Святого Апостола Павла…
В Гатчину можно возвращаться вновь и вновь...так много там интересного как во дворце, так и парке, и в окрестностях Гатчины.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.