Каждый раз, заходя в кабинет к врачу, мы надеемся на лучшее. Но в мир «высоких технологий» врачи обследуют нас, дают сухие советы, выписывают лекарства и все, мы поспешно уходим. Нас лечат, но не словом... статья вот об этом!
Искусство исцеления
Есть интересная книга Бернарда Лауна (Лоуна) «Утерянное искусство врачевания», где так и написано:
«Мне кажется, что медицина, подобно Фаусту, заключила своего рода сделку. Связь «врач — пациент», основанная на взаимной привязанности и доверии, выпестованная в течение трех тысячелетий, заменена совершенно другим типом отношений. Исцеление подменили лечением, уход — бесстрастным выполнением обязанностей, а умение слушать — технологическими процедурами. Врач больше не занимается личностью больного, а лишь «ремонтирует» отдельные, неправильно работающие части биологической системы. При этом душевное состояние пациента чаще всего не учитывается.
Эссеист Анатоль Бройярд незадолго до смерти от рака предстательной железы писал своему врачу: «Я не стал бы просить доктора уделить мне побольше времени. Я просто хочу, чтобы он полностью посвятил мне себя хотя бы на пять минут, стал близким мне человеком, поддержал не только мою плоть, но и душу, ведь люди по-разному переживают болезнь… Я хотел бы, чтобы врач сделал анализ меня самого — так же, как он делает анализ моей крови или состояния костей, прощупал меня, как он прощупывает мою простату. Без такого внимания, пусть даже самого незначительного, я — это лишь моя болезнь».
Лучшие результаты всегда проявляются когда наука и искусство исцеления применяются вместе, ведь дух и тело неразделимы между собой. Об этом еще писал известный врач и священник Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, душа и тело».
Всегда вспоминаю свою маму, которая часто лечила «по телефону». Днем она работала в детской поликлинике, а вечером ей звонили знакомые, друзья, часто знакомые знакомых, и она лечила, наверное, это было и слово в том числе. Часто вспоминается, что я болела в детстве, и когда была высокая температура я всегда лежала и ждала, когда она придет с работы. И удивительным образом, иногда без таблеток и уколов после ее прихода и разговора температура падала, поэтому я ее всегда ждала.
Наверное, с тех пор и появилась четкая уверенность в том, что можно «лечить словом». И это умение и сейчас ценится среди пациентов, мы ищем врачей, которые способны поговорить и спросить пациента не только о симптомах болезни, но их интересует общее состояние и жизнь пациента.
В этом случае больной пациент и врач становятся партнерами и их общение основано на доверии. Пациенту очень нужно ощущать поддержку и понимание, даже «если все это глупости», но вот исцеление может быть гораздо быстрее при таком подходе. Мне понравилось как Френсис Пибоди, врач из Бостона писал, что весь секрет лечения больного состоит в том, что за пациентом нужно просто ухаживать. Доверие может появиться или не появиться у больного на самом первом приеме, но если врач способен внимательно выслушать это очень хороший признак.
Именно тогда есть вероятность возникновения доверительного отношения между врачом и пациентом, и у пациента еще и появляется надежда на выздоровление. Чуткое отношение позволяет врачу на 70% правильно поставить диагноз, а иногда бывает и 100% попадание в постановке диагноза и способа лечения. А это лучше и быстрее, чем все доступные анализы и тесты. Это происходит потому, что большинство всех заболеваний функциональные, связанные с общим нарушением работы организма.
Многие посчитают это все «сентиментальным бредом», но так на самом деле и есть. Именно поэтому самый правильный путь установить правильный диагноз пациенту, это не писать и не печатать, а внимательно смотреть и слушать пациента. С возрастом это становится особенно понятно.
Моя ближайшая, как я ее называю «родная врач», это мой руководитель в прежней компании, она из того поколения врачей «старой закалки», то есть думающий врач. После моего или моих близких любого визита к врачу мы всегда созваниваемся, поговорив с ней, ощущаешь себя под действием ее успокаивающего слова, даже на расстоянии. Она умеет исцелять и обнадеживать. А это очень большое умение сейчас и мы это очень в моей семье ценим.
Почему говорят, что «доброе слово и кошке приятно»
Бернард Лаун, врач с мировым именем, который изобрел дефибриллятор, пишет в своей книге об этом. Многие его пациенты и пациенты его друзей откладывали лекарства и операции после того, как врач просто с ними поговорил, расспрашивая и слушая во всех подробностях о его болезни. Сам Лаун даже заключил контракт на 10 лет с одним тяжелобольным пациентом, шансы которого были ничтожны. И этот пациент прожил эти десять лет в надежде на следующую встречу с врачом.
В своей книге врач приводит примеры чудодейственного влияния слова на пациента, и также приводит и негативное воздействие неосторожного слова или неправильно поставленного диагноза врача на пациента вплоть до смерти. Судьба больного пациента всегда в руках врача, и Бернард Лаун доказал это в своей врачебной практике. Стоит помнить также, что слова близких людей также ранят и оставляют в душе людей неизгладимый след, особенно если это значимые для нас близкие люди.
Многие слова, сказанные «в гневе и сердцах» могут коренным образом поменять жизнь, а иногда и сломать ее. А близкие сильно ранят. Моя знакомая — красивая и успешная бизнес-леди, имеющая свой бизнес и руководящая большим количеством людей, никогда не могла найти общий язык со своим мужем. Ей приходилось каждый раз доказывать ему, что она «чего-то стоит»… из-за того, что много лет назад мама произнесла единственную фразу… «кому ты будешь нужна, такая «голодранка и неумеха»…
А вот другая история о мальчишке, мама которого всегда говорила, что «ты умный и талантливый, и что все у тебя получится»… Эта поддержка помогла этому мальчишке преодолевать самые сложные препятствия, потому, что эта фраза «грела» его во всех самых безнадежных ситуациях.
Врач Бернард Лаун, зная о целительном действии слова не разрешал даже разговаривать из больницы с токсичными людьми и родственниками, которые могли расстроить больного своими разговорами.
Доктор Лаун пишет, что некоторые случаи с пациентами с неизлечимыми патологиями сердца были настолько сложными, что прогноз нельзя дать о том, сколько дней или лет жизни он может прожить. Его рассказ об одном пациенте Тони меня удивил. Он долго лежал в больнице, тяжело дышал, иногда впадал «забытьи»... за ним все это время трогательно и внимательно ухаживала женщина.
Оказалось, что это не его жена, но Тони, зная бы, что проживет еще хотя бы 5 лет, хотел бы на ней жениться. И доктор Лаун дал ему такой прогноз, сам не будучи уверенным в том, что это возможно. И Тони через некоторое время стало лучше, он выписался из больницы и женился на этой женщине, и самое главное, он прожил эти 5 лет. Почему-то кажется, что он был в это время счастлив… эти 5 лет своей жизни.
Этот врачебный эпизод еще раз подтверждает, что одним словом можно отодвинуть не только болезнь, но и смерть человека. Эмоциональное состояние и воображение больного пациента воздействует и на здоровье, и на процесс выздоровления. «Именно поэтому «чудесные» исцеления как таковым чудом не являются, все дело в нашем сознании» — говорил доктор Лаун.
Все дело во враче
Каждый из нас, попадая к врачу, всегда оценивает «мой или не мой врач», доверяю я ему или нет? И можно с уверенностью сказать, что у каждого из нас есть «любимые врачи», мы идем к ним всегда, когда есть проблема, и часто так случается, что они нас «вылечивают», «поднимают на ноги» и обнадеживают хорошими словами.
Конечно, можно сказать, что сейчас медицина стала таким же бизнесом и нужно, чтобы пациент пришел много раз. А врачи даже иногда не задумываются, что важен повторный приход пациента не для того, чтобы назначить очередную порцию таблеток и разных анализов и манипуляций, а для того, чтобы поговорить с пациентом и «обнадежить» его.
Врачи иногда совсем не осознают как действует негатив в словах на больного пациента, а тем временем пациенту может стать значительно хуже, так как слова причиняют и без того дополнительную физическую боль и болезнь может усугубиться. Доктор Лаун рассказывает в своей книге о психофизиологе Хорсли Гэнте, который был единственным американским учеником доктора Павлова.
Вспомните этот эпизод на собаках, которых вначале ударяли « слабым током» в ногу и от этого у собаки становился частым пульс, росло давление. Но потом ток отменяли, и включали звонок, а у собак все равно учащался пульс и происходил рост давления. Многие из нас могут также сказать и о посещении врача, когда «на ровном месте» только от вида белого халата росло давление и частил пульс. В опыте с собаками этот феномен назвали «шизокенез».
Это свойство нашей памяти очень малое время помнить хорошее и зацикливаться на плохом. Память в голове о тяжелых событиях, о боли так было задумано эволюцией и записывалось в генах навсегда, это предупреждало нас об опасности. Боль в этом случае помогала нам выжить. Сейчас это не столь важно, но генетическую память стереть нельзя, и иногда это становится опасным для здоровья.
Психология нас учит, что в состоянии страха мы не можем вести себя конструктивно. А врачи используют именно этот прием и где-то запугивают нас необоснованно, тем самым убивая в нас надежду на лучшее. А сильные негативные эмоции ухудшают не только самочувствие больного, но и мешают лечению. Болезнь и так расходует внутренние резервы организма, чтобы выжить, а тут еще и прогнозы врач дает печальные. Пациент становится более чувствительным к словам врачей и менее уверенным в себе.
Врач в целях своей безопасности говорит «правду» о болезни с не лучшим прогнозом, чтобы защитить себя от родственников пациента, которые вполне могут подать в суд на него. Врач хочет как лучше, говоря правду, но пациенту от этого становится только хуже. Для пациента диагноз, который он не всегда понимает, звучит как «смертный приговор».
А ведь пациент всегда хочет сострадания от врача и добрых слов. Врач всегда видит в больном только пациента (физическое тело в данном случае), и не видит простого обыкновенного человека, которому присущи сомнения и страхи. Мрачный прогноз помогает врачу избежать нудных вопросов и долгих объяснений, поскольку время врача лимитировано. А страх за жизнь у пациента всегда приводит к тому, что он становится покупателем нужных и ненужных анализов и процедур с манипуляциями.
Коммерчески такой пациент выгоден и врачу, и аптеке. Иногда карточка пациента становится пухлой, да, и мы привыкли, что врач что-то должен выписать, и если нет рецепта на лекарства, это значит, что зря сходил к врачу или врач, что еще хуже, считается плохим. Сейчас даже умные пациенты, которые самостоятельно и правдиво могут оценивать свое не такое уж плохое состояние, охотно идут на все анализы и процедуры, слыша от врача мрачный прогноз.
Да и близкие больного пациента всегда за то, чтобы как можно больше было сделано разных манипуляций у больного. Врачи и не возражают, но становятся часто безразличными к самому больному и его кошельку. Нужно все же, чтобы и врач и пациент были заинтересованы друг в друге.
В конце концов, можно привести пример того, как лечили старцы в монастырях. Недавно мне попала в руки книга об этом. Например, Иеромонах Иероним Санаксарский лечил молитвою, а это значит словом, и многих вылечивал. Если бы это было не так, то не было бы такого большого количества народа, которое приезжало паломниками в Санаксарский монастырь.
Многие тысячи паломников, посетившие в эти годы Санаксарский монастырь, узнали схиигумена Иеронима как любвеобильного старца-утешителя, множеству страдавших от физических и душевных болезней он помог своими молитвами. Прихожане полюбили доброго и отзывчивого пастыря. «Люди часто приходят ко мне, – говорил старец Иероним, – утешения просят. Я никого не гоню. Учу правильно молиться, искать исцеления не тела, а души…»
А вы как думаете «слово лечит»?
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.