Всего пятнадцать лет назад здесь был заброшенный парк и велось строительство деревянного храма, пахло свежесрезанным деревом и строители, несмотря на то, что в церкви были богослужения строили этот храм и обустраивали территорию. Добираться сюда было недалеко от города и я стала периодически приезжать, и возить своих гостей и близких прогуляться вдоль Невы, спускаясь по старым ступенькам прямо к воде. Потихоньку это место стало одним их моих любимых в Петербурге.

Расположение и ранняя история

Расположена Богословка на правом берегу Невы на территории Невского лесопарка и находится в пятнадцати минутах езды от Вантового моста в Санкт-Петербурге. Парк в то время сохранил только свои заброшенные дорожки, к ним и подъезжали на машинах, а ходить там можно было в резиновых сапогах, настолько все было неухожено. Люди собирали в парке грибы, ягоды и просто приезжали подышать свежим воздухом с Невы, а кто-то даже на берегу реки «жарил шашлыки».

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаУсадьба эта известна исторически как дача Зиновьева. В 1988 году эту дачу внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как усадебный комплекс.

Самые первые упоминания об этом месте есть у шведов, это был 1500 год. Первые поселения здесь были у слияния двух рек в деревне Валитово. Просуществовало это поселение до начала 18 века. На карте 1701 года даже есть обозначение «Валитовский трактир», сейчас оно называется деревня Невский Парклесхоз.

Богословка при Елизавете II

История этого удивительного места с названием Богословка началась в 1747 году. Елизавета Вторая подарила эту землю своему духовнику иерею Федору (Дубянскому Федору Яковлевичу).

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаВсе здесь пропитано духом русской истории. Федор Яковлевич имел вес при императорском дворе и в Святейшем Синоде, благодаря тому, что был женат на дочери Шаргородского К. Ф., бывшего духовника Елизаветы Федоровны.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаПосле его смерти, по принятому обычаю среди белого духовенства, он стал приемником своего тестя, и соответственно, когда Елизавета Вторая взошла на престол стал ее духовником, а потом духовником и Екатерины Второй. По версиям историков того времени, Елизавета Вторая была очень набожна и была послушной дочерью своего духовного отца. Она часто предавала свои распоряжения Священному Синоду через своего духовника.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаЕлизавета Вторая любила танцы и спектакли, шутливые вечеринки и маскарады, но всегда «от вечерни шла на бал, а с бала поспевала к заутрене». Характер у нее был непростой, поэтому частенько она призывала к себе своего духовного отца Федора. «Являлся он, важный, степенный, холодный, и тихо, плавно лились из уст его слова утешения, – писал историк Михаил Пыляев. – Мало-помалу успокаивалась его державная духовная дщерь».

Семья Федора Дубянского

Протоиерей Федор Дубянский был одним из образованнейших людей в то время, хотя и был по натуре скромным, предпочитая всегда оставаться в тени. К императрице много сватались «чужеродные» женихи, но как духовник он противился этому западному влиянию и отговаривал от такого брака Елизавету.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаЕсть даже предположения, что именно он уговорил Елизавету венчаться со своим фаворитом графом Алексеем Разумовским, чтобы «прекратить эту незаконную связь». Так, 24 ноября 1742 года был освящен брак русской императрицы и простого бывшего пастуха из украинского села, венчание прошло в подмосковной церкви села Перово.

Отец Федор будучи очень мудрым проповедником, заботился, чтобы в России появлялись новые храмы и монастыри. А императрица щедро награждала его подарками, вот земля на правом берегу Невы (мыза) и была этим подарком. Протоиерей Федор дал этому месту название Богословка. Здесь был построен большой деревянный особняк для семьи (у него было четверо сыновей и дочь, а также в этом доме жили четверо внуков) и был разбит очень красивый парк.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаОдин из внуков Федора Дубянского был композитором. Маленький Федя играл на скрипке, а когда вырос, то прославился на всю Россию, написав всего музыку к шести песням. В то время среди благородных барышень был очень популярен сентиментальный романс «Стонет сизый голубочек». Однако в августе 1796 года случилось несчастье.

Композитор Федор Михайлович со своими гостями решили переплыть Неву на лодке, чтобы отправиться в город. А были большие волны и лодка затонула, погиб и Федор Михайлович, ему было всего 36 лет.

Усадьба Зиновьево

После смерти Федора Дубянского преемником этого места стала его сестра Варвара, которая была замужем за Зиновьевым и усадьбу «на кривом колене» Невы в 1847 году переименовали в усадьбу Зиновьева, в честь ее сына Н.В. Зиновьева. Большой деревянный дом для отдыха был построен в 1831 году вместо старого, а потом и красивый пейзажный парк стал украшать это место.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаПо проекту архитектора В. И. Беретти здесь возводятся и разные деревянные постройки-павильоны в стиле «деревянного классицизма». На Неву был обращен главный фасад нового дома, на лестнице которого были красивые мраморные статуи. Дом стоял так, что все, проплывающие мимо по Неве корабли любовались этим домом.

Усадьбу украшали павильоны «Эрмитаж», отдельно было построено здание кухни в лесу, павильон «Голландский домик», два павильона «Новоберезовая дача», парковая беседка «Березовый домик», обитая берестой с фасада и арочный деревянный мост, его называли «Безносый мост»(мост украшали римские бюсты с отбитыми носами).

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаИскусствовед Николай Врангель в книге «Старые усадьбы» писал про эту дачу в 1910 году: «Дача Зиновьевых, одна из первых в России построек Монферрана, осталась почти такой же, какой была. Из-за зеленых кущ деревьев в жаркий летний день приветливо глядят крыши жёлтого с белым деревянного помещичьего дома. Красива терраса, спускающаяся от дома к воде. Широкая лестница по бокам уставлена мраморными бюстами божеств и античных героев.

Дом внутри — простой и широкий, приветливый и уютный. В саду ещё сохранился покосившийся деревянный Эрмитаж, с вечно заколоченными, уныло глядящими окнами. А парк — большой, бесконечный, зелёный и радостный — так же, смеючись, шумит и шепчется листвой…»

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаДом был двухэтажный, первый этаж был более низким, по переходам у боковых частей дома, можно было спуститься на первый этаж, который был более длинным, чем главный корпус и с двумя пристройками. Фасад здания был сделан в виде полуротонды с колоннами. За счет обилия разных окон дом казался светлым, также дом украшала башня-бельведер, с которой можно было лицезреть окрестности и она использовалась как смотровая площадка. Дом украшала широкая лестница с римскими бюстами и вазами для цветов, которая вела на каменную террасу, под которой располагался грот с аркой.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаНекоторое время до революции в начале 20 века дачу сдавали дачникам в аренду, что приносило дополнительный доход. Перед национализацией 1917 года усадьба Зиновьева представляла собой красивый ландшафтный парк с большим усадебным домом, в парке были павильоны, хозяйские постройки, мосты и плотины, на Неве была пристань для кораблей, а также охотничьи угодья.

Советский период и упадок

Все это простояло до 1918 года, пока владельцы усадьбы Зиновьево не уехали за границу. После 1920 года земля была национализирована, дом приспособили под общежитие, в «Березовом домике» разместилась коммунальная квартира. И к 1932 году постройки были почти все разрушены или уничтожены пожаром. Во время войны 1941—1945 гг около территории усадьбы была пристань, где швартовались военные корабли.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаБои велись на Невском пятачке, и на даче был развернут полевой госпиталь. Правый берег Невы находился в радиусе ведения сильных боев по защите города и в парке почти все деревья были уничтожены.

Возрождение и создание этнопарка

Реставрация началась тогда, когда от построек ничего не осталось. И только в 2000-е годы нашего столетия был создан этнографический комплекс «Богословка» с долгосрочной арендой территории Невского лесопарка с 600 гектарами земли. В его состав входит деревянная Покровская церковь, парк и деревянные постройки вокруг церкви.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаСейчас этнопарк представляет собой музей под открытым небом с целым рядом построек деревянного зодчества Русского Севера 17-19 вв. Центром этого парка является деревянная церковь с 25-ю куполами. История создания прототипа Северного храма из деревни Анхимово очень интересная. Петр Первый часто путешествовал по северным землям своего царства и в пути всегда отдавал распоряжения и отсылал письма с повелениями.

История Покровской церкви

Однажды в деревню Крюково прибыл сержант с царским указом. Единственным грамотеем был сын богатого крестьянина Плотникова. Парень прочел указ, но при этом не снял шапку и рукавицы, да еще и нагрубил сержанту. О неуважительном отношении к власти сержант доложил Петру, а тот велел казнить вольнодумца. Отец слезно просил царя помиловать сына, но тщетно.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаПосле казни единственного наследника Плотников бросился в ноги Петру и попросил разрешения возвести церковь над могилой сына. Петр согласился и даже сам начертал план будущего храма. В 1708 году на Вытегорском погосте деревни Анхимово вознеслась церковь невиданной красоты.» Возможно, это всего лишь легенда.

Деньги на постройку церкви Покрова Пресвятой Богородицы собирали всем миром, и даже имя архитектора и строителей этой церкви не сохранилось. Построили ее без фундамента и простояла она 85 лет без ремонта. В 1793 году церковь стала проседать, ее разобрали, сделали каменный фундамент и собрали вновь. Церковь была очень красивая.

«Каждый путник, а часто и целая артель, проходя мимо, останавливаются и, сняв шапки, набожно перекрестив глаза, с особенным вниманием долго, очень долго рассматривают храм. Многих путников интересует не одно внешнее величие храма, а какую внутреннюю мысль имел строитель, созидая этот храм».

В советское время храм начал ветшать, богослужения запретили. В 1956 году в село Анхимово на Вытегорском погосте (так называли поселения) появился архитектор Ополовников А. В., знаток древнерусского деревянного зодчества. Он полностью осмотрел церковь и сделал соответствующие рисунки, фотографии и замеры для реставрации.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаНо в 1963 году храм неожиданного сгорел, его подожгли случайно два любителя выпивки, так как храм не охранялся. Архитектор Ополовников А.В. предложил восстановить храм в селе Анхимово по своим замерам и чертежам, но его никто там не поддержал.

Так эта церковь обрела новое место в парке Богословка. В фундамент заложили камни с места сгоревшего храма, восстановление велось на частные пожертвования. Внутренняя часть церкви тоже была воссоздана по старым документам. В 2006 году на центральной главке церкви установили крест, ее освятили в 2008 году Великим архиерейским чином и там начались богослужения.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаВ этой церкви есть древняя реликвия — напрестольное Евангелие, напечатанное в начале 18 века специально для Покровской церкви на Вологодчине.

Современный этнопарк «Богословка»

В этнопарке также есть большой деревянный дом купца Костина. Оригинал дома находится в дер.Верховье в Медвежьегорском районе. Рядом с домом находится крестьянский двор с телегами и хозяйственными постройками с разной утварью. Во дворе есть все инструменты и приспособления, которые крестьяне использовали в работе.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаС торца дома можно попасть в музей, где создан уголок крестьянского быта с печкой, люлькой, одеждой и даже есть умывальник с лавками и посудой. Недалеко от храма стоит колокольня с электронным колоколом. Каждые 15 минут звонит колокол с мелодией «Боже, царя храни...».

Рядом с колокольней есть трапезная, где очень вкусный чай из самовара со вкусными пирожками с морковью, там есть и необычные напитки (типа взвара) и постная еда.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаВокруг усадьбы построена деревянная необычная ограда по всему периметру. На входе в парк Святые врата, а сама ограда это реконструкция Спасского погоста 17 века. Слово погост у нас связывается с кладбищем, хотя как в старину это означало погостить.

На территории также разместилась часовня Спаса Нерукотворного. В часовне нет алтарной части, это помещение для молитвы. В этой часовне есть любимая икона Петра Первого, которую он всегда носил при себе.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаЧасовня и освящена в честь Спаса Нерукотворного и там есть эта икона. Рассказывают историю, что мастер, который работал над воссозданием этнопарка, нашел этот берестяной сверток со следами краски. Сверток отдали в иконописную мастерскую, а там под воздействием пара и по особой технологии обнаружили эту старинную икону 18 века.

Тайны и легенды усадьбы Богословка: От царских времен до современного этнопаркаЗа Святыми воротами чуть справа расположен Соловецкий Обетный крест, он установлен в память о возрождении Покровской церкви. Его воссоздали в мастерской Соловецкого монастыря.

Невский лесопарк тоже восстанавливают, теперь он больше похож на уютный лес с мостиками, аллеями и тропинками. И здесь так приятно гулять...