«Около 72% руководителей по всему миру называют способность сотрудников брать на себя новые роли одним из важнейших факторов будущей устойчивости бизнеса.» Но чтобы взять новые роли, необходимо иметь новые навыки, т. е. необходимо непрерывно учиться. Я постоянно учусь на протяжении всей моей карьеры и мне это нравится. Всегда узнаешь что-то новое, прибавляются знания и умения, которые потом можно использовать в работе.

А нужно ли учиться?

Приведем здесь модель корпоративного обучения Чарльза Дженнингса «70/20/10»:

  • 10% знаний сотрудник получает традиционно через тренинги
  • 20% приходится на обучение при взаимодействии с руководством и коллегами
  • 70% это обучение через реальные ситуации на рабочем месте.

Есть три ведущие стратегии развития персонала — upskilling, reskilling и cross-skilling, они-то и помогают адаптировать кадровый состав к изменениям на рынке… статья вот об этом.

Как много раз на протяжении роста всей своей карьеры слышала эту фразу: «Зачем тебе это? Ты постоянно учишься, времени свободного совсем нет… и т. д.» Меня всегда пугала перспектива остаться без работы, поэтому я всегда приобретала новые знания, много раз меняла направление и профиль работы. Но стоит отметить, что всегда мне было еще интересно учиться и пробовать все новое в работе. Универсальность и многие умения помогали мне решать многие вопросы в режиме многозадачности, всегда находились варианты решения.

Сотрудники всегда сами понимают, что необходимы новые знания и учиться необходимо непрерывно, поэтому-то и тренинги в рабочем режиме очень и очень удобны. И работа идет, и новые знания приобретаются. Кстати около 68% сотрудников компаний именно за обучение «не отходя от рабочего процесса».

Рекомендуем: Что такое hard и soft skills? В чем разница между жесткими и гибкими навыками, примеры

Больше всего хотят обучаться те сотрудники, которые понимают, что их рабочее место может быть автоматизировано или сокращено. Компания, где работает сотрудник всегда реорганизуется и может менять кадровый состав. И чтобы не нанимать новых сотрудников, не вести их поиск, не тратить на это время, можно своих сотрудников переобучить и доучить.

Апскиллинг, рескиллинг и кросс-скиллинг, что это такое?

Повышение квалификации — это upskilling (апскиллинг). Сотрудники компании, которая проводит тренинги и позволяет своим сотрудникам расти, получая новые знания, очень лояльно относятся к самой компании и не собираются уходить в поисках новой работы, потому что знают, что могут и здесь получить повышение по карьерной лестнице.

Переквалификация — это reskilling (рескиллинг). Появление новых вакансий в компании требует привлечения и новых кадров, и многие руководители прибегают к тому, что переучивают свои кадры и заполняют новые вакансии старыми переобученными кадрами. Это сильно экономит ресурсы компании по поиску нового персонала, так как «свой» человек остается в компании, но уже на новом месте. В этом направлении становятся важными личные качества сотрудника и мотивация, а все технические навыки приобретаются в процессе обучения и работы на новом месте.

Перекрестное обучение — это cross-skilling (кросс-скиллинг). Получение новых навыков, которые помогают применять эти знания на других позициях. В этом случае работники становятся более универсальными и быстрее могут решить общие задачи компании. Кадры в этом случае становятся с более гибким мышлением, могут решать разнообразные задачи и быть взаимозаменяемыми.

Именно в этом способе перекрестного обучения используют микронаставничество, когда сотрудники из разных отделов передают свой опыт друг другу и обучают тонкостям своей работы.

Развитие карьеры в новой реальности. Три ведущие стратегии развития персонала — upskilling, reskilling и cross-skilling

Фотограф: Edmond Dantès: pexels.com

Микронаставничество может быть как формальным (в рамках организационной структуры), так и неформальным (по инициативе самих участников).

Что диктует рынок

На сегодняшний день все так стремительно меняется, что только «многопрофильный» специалист может легко и быстро найти работу. Постоянное обучение кадров — это всегда инвестиции в будущее. Сотрудники должны постоянно наращивать компетенции, если они хотят быть конкурентоспособными, а в некоторых случаях просто сохранить свое прежнее место. Кадровые потребности предприятия действительно очень удобно закрывать своими проверенными кадрами, да, и сотрудники начинают понимать свою ценность в этом случае.

После пандемии вырос спрос на удаленную работу, хотя ранее многие совсем не знали и не интересовались таким форматом. Сейчас можно удаленно работать в любой точке земного шара. Но при этом еще необходимо иметь и разное количество навыков, так как высокая конкуренция. И, например, специальные навыки и плюс хорошее знание иностранного языка будет преимуществом. Стоимость найма будет однозначно выше, если есть опыт работы. Но вот в «родной» компании всегда легче получить новую должность, если вы на хорошем счету.

Государственные программы повышения квалификации

Сейчас даже государство предлагает начать новую карьеру и бесплатно освоить новую современную востребованную на рынке специальность. Срок обучения составляет 1-3 месяца, проходит в удобном для студентов графике. Вы можете присутствовать на лекциях онлайн, либо проходить обучение когда у вас свободное от основной работы время, по записанным в видео-формате лекциям.

Если вы будете обучаться и перенимать опыт от действующих экспертов, отрабатывать навыки на практике и собирать портфолио, у вас есть все шансы с нуля выйти на хороший доход в новой сфере.

Такой подход реализуется на бесплатном обучении в проекте «Содействие занятости»: Государственном проекте, цель которого — помочь гражданам повысить квалификацию и востребованность на рынке труда, сменить профессию или открыть свое дело в качестве ИП или самозанятого.

содействие занятости2 фразы, которые помогут решиться на смену профессии:

  1. Идеальный момент никогда не наступит
  2. Возможности повсюду. Нужно лишь увидеть их и воспользоваться

Проект «Содействие занятости» предлагает:

  • Онлайн-обучение профессиям с доходом от 70 тыс. руб.
  • Преподаватели-практики, проекты в портфолио
  • Удобный график обучения: совмещение с работой и семьей
  • Диплом / удостоверение установленного образца
  • Карьерные и HR-консультации, марафоны, помощь с трудоустройством
  • Поддержка кураторов на каждом этапе

Получается, что государство тратит большие деньги на такой проект и заинтересовано, что вы получите новую востребованную специальность с дальнейшем трудоустройством и карьерным ростом, а за это обучение вы расплатитесь будущими налогами с вашей трудовой деятельности.

Что выбрать для ваших сотрудников

Этот вопрос можно решить только хорошо зная индивидуальные качества сотрудников, его сильные стороны и точки роста. Именно это учитывают, планируя дальнейшее обучение сотрудника.

Можно провести оценку персонала методом 360°, а также хорошо собирать обратную связь по компетенциям сотрудников. Оценка 360° — это золотой стандарт, так как идет обратная связь со всех сторон: от коллег, руководителей, подчиненных и клиентов.

Стандарт компетенции — это оценка поведения сотрудника, а их около 6-10 моделей, необходимых для компании. Обычно — это лидерские качества, умение вести переговоры, решительность, клиентоориентированность, обучаемость, коммуникабельность и ответственность. На основе обобщенных данных составляется индивидуальный для каждого сотрудника план развития карьеры. И всегда стоит дать сотруднику проявить себя «в деле». Развитие персонала — это всегда сильные кадры!

Какой бы ни была стратегия развития персонала, команда, которая способна ориентироваться в различных ситуациях- это всегда преимущество для компании в любой сфере деятельности.

Руководитель компании всегда вначале обратит внимание на свой персонал, а потом уже будет кого-то искать на стороне... Как вы думаете?