Текущие условия и бизнес-среда крайне требовательны. Компании каждый день ведут ожесточенную конкуренцию друг с другом, чтобы продемонстрировать свою ценность и привлечь как можно больше новых клиентов. Как получить конкурентное преимущество?
Как получить конкурентное преимущество?
Руководители организации стараются ответить на этот вопрос практически каждый день. Они разрабатывают новые стратегии, ищут и внедряют инновационные технологии, а также запускают различные инициативы и маркетинговые кампании. Эти преимущества во многом основаны на капитале и интеллектуальной собственности. К сожалению, в сегодняшнее динамичное время срок действия этих преимуществ намного короче, чем раньше.
Патрик Ленсиони, американский обозреватель, публичный оратор в сфере бизнеса, автор многочисленных бестселлеров, написанных в стиле «деловых романов» в своей книге «Четыре навязчивых идеи выдающегося руководителя: басня о лидерстве» указывает еще на одно конкурентное преимущество, которым компании могут и должны воспользоваться.
Речь идет о так называемом «здоровье организации». По словам Патрика Ленсиони, это конкурентное преимущество является гораздо более постоянным, чем обычно используемые, но руководство часто его не замечает.
По модели Ленсиони, здоровая организация — это та, в которой меньше политики и неразберихи, но больше морального духа и производительности. Организация, в которой сотрудники более вовлечены и довольны своей работой.
По словам Ленсиони, здоровье организации состоит из четырех дисциплин. Их овладение и эффективное внедрение значительно увеличивает шансы организации на успех на рынке. Давайте подробнее рассмотрим различные элементы модели здоровой организации.
Давайте рассмотрим модель здоровой организации Ленсиони.
① Создайте хорошую управленческую команду
Первым шагом является создание и поддержание хорошо интегрированной управленческой команды. Качество этой команды определяет эффективность и результативность внедрения других элементов здоровой организации. Если нет согласия в команде менеджеров, это отрицательно скажется на остальной части организации. Важным фактором слаженной управленческой команды является доверие. Устраните организационную политику, ненужные заботы и трату энергии. Этого хотел бы добиться каждый руководитель, но не всем это удается.
В частности, проблема связана с политикой, которая часто является результатом нерешенных проблем на самом высоком уровне организации. Чтобы эффективно исключить политические игры в организации, нужно найти источник проблем, который находится на уровне управления.
Вопреки представлениям, различное политизированное поведение в командах, которое иногда игнорируется менеджерами, оказывает негативное влияние на компанию и людей.
Возникает ситуация, когда люди на более низком уровне организации пытаются самостоятельно разрешать конфликты, что часто заканчивается ненужной внутренней борьбой. А все потому, что руководители более высокого уровня не могли общаться друг с другом и решать различные проблемы.
Иногда это происходит из-за боязни конфронтации и конфликта. Нерешенные проблемы «наверху» вынуждают подчиненных сотрудников тратить время, деньги, энергию в борьбе с нерешенными проблемами. Плохая атмосфера в организации заставляет уходить лучших сотрудников.
Что отличает слаженную управленческую команду?
Эффективные и слаженные управленческие команды знают позитивные и негативные стороны отдельных членов команды. Они участвуют в беспрепятственных дебатах и конструктивных, а не досадных конфликтах. Они помогают друг другу и несут ответственность за свое поведение и поступки.
Более того, слаженные управленческие команды создают атмосферу, полную доверия. Это доверие также возлагается на подчиненных сотрудников. Энергия в организации сосредоточена на достижении общих целей и желаемых результатов. Сотрудники более вовлечены и получают большее удовлетворение от работы.
Давно известно, что пример «идет сверху», а гармония на уровне совета директоров и управляющих менеджеров является важным фактором успеха организации.
② Сделайте вашу организацию прозрачной
Организационная прозрачность — это правильный выбор слов для описания миссии, стратегии и ценностей организации. А также согласование наиболее важных концепций, общий язык, понятный на всех уровнях организации. Тот же словарь и предположения о том, что важно, а что нет.
Это упрощает принятие решений и разрешение различных проблем без необходимости постоянного надзора и советов со стороны руководства.
Прозрачность организации позволяет более эффективно делегировать и расширять возможности сотрудников, делая их более преданными и уверенными.
Когда сотрудники на всех уровнях организации имеют одинаковое понимание цели, одинаково определяют успех, одинаково воспринимают конкурентов и потребности клиентов, которые необходимо удовлетворить, тогда появляется чувство единства действий.
Большая автономия и знание того, в каких пределах они могут действовать и когда им следует привлекать менеджеров, позволяют добиться большей независимости. Это также улучшает атмосферу, и сотрудники чувствуют себя более сильными.
Это также экономит время и энергию для разрешения конфликтов и проблем, которые могут возникнуть из-за отсутствия прозрачности и нечетких правил.
В обеспечении прозрачности организации команда менеджеров снова играет очень важную роль, проявляя приверженность и смелость. Благодаря прозрачности создаются фонды, среди прочего для общения, политики найма, развития сотрудников, карьерного роста и принятия решений.
Прозрачность — это отправная точка для ответственности, которая, в свою очередь, определяет долгосрочный успех.
У организации, добивающейся прозрачности, есть чувство единства во всем, что она делает. В результате возникает синергетический эффект, который характеризует лучшие компании на рынке.
Здоровая организация объясняет:
- Для чего она существует и для чего она нужна
- Какими ценностями она руководствуется
- Что отличает ее от других организаций
- Кто ее основные конкуренты
- Чего она планирует достичь
- Каковы ее краткосрочные и долгосрочные цели
- Кто за что отвечает
Сообщите по прозрачности вашей организации
Как только управленческая команда достигла прозрачности, об этом необходимо довести до сведения сотрудников.
Хорошего общения никогда не бывает слишком много. В результате эффективного и действенного общения сотрудники на всех уровнях и во всех подразделениях смогут понять организацию. Они узнают цели и ценности, поймут, как они способствуют общему успеху. Они не тратят свою энергию и время на догадки и не ищут скрытых предпосылок в получаемой информации. У них более сильное чувство цели и направления. Они хорошо информированы и не жалуются на то, что от них утаивают информацию.
Что поддерживает эффективное общение, так это повторение. Недостаточно сказать что-то один раз и надеяться, что сообщение достигнет всех и будет всеми понято.
Также важны понятный язык и простота сообщения. Чем сложнее сообщение, тем больше вероятность недопонимания и путаницы. Также важно разнообразие используемых носителей. Люди по-разному реагируют на информацию. Для всех подходит немного другая среда. Один человек предпочитает что-то читать, другой смотреть, третий слышать.
Коммуникация идет от верхнего уровня к нижнему уровню организации и повторяется в течение цикла, пока сообщение не достигнет всех, кто несет ответственность и должен знать о нем.
Как вы можете проверить, насколько эффективно и действенно ваше общение?
Вы можете спросить сотрудников, знают ли они, почему организация существует, какие ценности она преследует, чего хочет достичь, какие цели у нее есть, и кто за что отвечает. А также спросите, как их работа влияет на эти области. Из ответов и реакций сотрудников можно сделать вывод, насколько понятны ваши приоритеты.
③ Внедрение инновационных процессов
Прозрачная коммуникация, даже если она самая лучшая, не может заменить реально работающих системных решений. Создание чувства прозрачности во всей организации может быть достигнуто путем внедрения соответствующих систем и процессов, которые влияют на отношение и поведение людей. Задача состоит в том, чтобы сделать это без излишней бюрократии.
В прозрачно действующих организациях предусмотрены четкие правила приема на работу сотрудников. Управление ими, вознаграждение и увольнение сотрудников, когда они не соответствуют ценностям и принципам прозрачности организации.
Принципы приема на работу и увольнения сотрудников
Здоровые организации набирают сотрудников с ценностями, соответствующими компании. В процессе приема на работу они проверяют, впишется ли кандидат в организацию и наоборот. Это позволяет избежать ошибок при приеме на работу и связанных с этих затрат.
Здоровые организации также используют свои ценности и прозрачность, чтобы помочь выявить проблемы и принять решение об уходе с сотрудником.
Управление производительностью
Еще один важный элемент — это управление производительностью. Он разработан, чтобы помочь сотрудникам определить возможности для развития и роста, а также указать направления, соответствующие курсу и ценностям всей организации.
Многие компании сталкиваются с проблемой прозрачности своей системы управления эффективностью. Это может быть слишком сложно и слишком затратно. Часто реализуются рыночные решения, разработанные консалтинговыми компаниями, не соответствующие реалиям конкретной организации. Вместо того, чтобы добавлять ценность, такие системы увеличивают разочарование менеджеров и сотрудников.
Хорошо функционирующая система управления эффективностью содержит только необходимую информацию и позволяет руководителям и сотрудникам сосредоточиться на работе, которую они должны выполнять для достижения успеха.
④ Награждение и признание сотрудников
Кроме того, здоровые организации исключают субъективность и осмотрительность в вознаграждении сотрудников. Правила распределения бонусов и повышения зарплаты известны и понятны сотрудникам. Это позволяет сотрудникам выбрать лучший путь к развитию и успеху организации, что приведет к выгоде для сотрудника.
Также известны критерии продвижения и карьерного роста. При продвижении по службе учитывается не только результат и вклад работы в успех организации, но и влияние конкретного человека на прозрачность организации и ее поведение в соответствии с ценностями компании.
Помимо денег в здоровых организациях, также важно признавать сотрудников за их усилия и вклад в успех организации.
Заключительные замечания по модели Ленсиони
Как обычно, модель здоровой организации проста в теории, но для ее реализации требуется много работы и усилий. Однако овладение четырьмя дисциплинами, указанными Ленсиони, даст вашей компании много преимуществ. Дерзайте!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.