Креативность, творческое мышление, новые идеи и многовариантность … это то, что вы можете «фантазировать» и придумывать разные пути в ответ на решение какой-то задачи или проблемы.
Например, всегда казалось, что приготовить обычный борщ может любой! Да, так и есть! Но вот приготовить «с интересом», добавить какую-то «изюминку», вот как Юлия Высоцкая… это могут немногие. Статья про дивергентное (творческое) мышление!
Содержание
Что такое конвергентное и дивергентное мышление?
Два и три высших образования, множество курсов – это совсем не главное в профессии, да и в жизни. Главное, скорее то, какие навыки у вас есть. И вот такой навык как «дивергентное мышление» сейчас очень актуален, иначе это называют «творческий нестандартный подход».
Конвергентное мышление – это решение какой-то проблемы с помощью одного пути, это линейное мышление. Одна задача – одно решение. А если решения нет, то это тогда тупик, никак не решается задача. Это скорее следование одной инструкции.
Дивергентное мышление – это многовариантное решение одной и той же задачи. Очень похоже на приложение «яндекс-навигатор», когда в одну и ту же точку можно приехать разными путями. Причем иногда непонятно какой путь лучше, но преимущество этого пути в том, что есть множество вариантов приезда из точки А в точку Б.
Чтобы понять есть ли у вас способности к дивергентному мышлению, можно пройти тесты от Дж. В. Гетцельса и Ф. В. Джексона. Там предлагается, например, найти как можно больше вариантов применения кирпича, полотенца или веревки.
Тест на дивергентное мышление от Дж.Гилфорда
Способ прохождения теста http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html
Этот тест оценивает ваши способности по следующим критериям:
- Беглость
- Оригинальность (нестандартность)
- Гибкость
- Точность
Рекомендуем лекцию Гилфорд, Дж., «Три стороны интеллекта», прочитанную в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г.
Дивергентное мышление у детей
Этот тип мышления более свойствен детям. Дети более инакомыслящие существа:
- они умеют фантазировать и придумывать
- более любопытны и спонтанны
- более свободно мыслят
- легко и радостно «воображают»
- они «свежо» думают и ищут варианты
Взрослым это гораздо труднее дается, если человек этому не учится и у него нет наклонностей к этому типу мышления.
Хотя в наше время на работе очень ценится умение мыслить «не как все». Инновации, изобретательность, творческий подход помогут даже в самых «неприбыльных» проектах и могут перевести этот проект в прибыльный. Такой работник более конкурентоспособный и его охотнее берут в компанию. Он как «зажигалка»!
Например, в профессии фармацевта это очень важный навык «мыслить нестандартно», думать о разных вариантах взаимодействия лекарств, о противопоказаниях, о разновозрастных пациентах и др. и не ошибаться.
Нас учат в институтах стандартному, линейному мышлению, дают формулы, доказательства к ним. Но жизнь гораздо сложнее, и приходится иногда для решения какой-то задачи использовать дивергентное мышление. Нереально сейчас думать, что проблема имеет только одно решение.
Поэтому нужно учиться дивергентному мышлению.
Дивергентное мышление и психология
При обучении этому типу мышления очень часто просят найти дополнительные применения совсем обычным предметам. Например, зубная щетка, что можно ею делать, если не только чистить зубы?
- Можно что-то чистить, например, труднодоступные места в ванной между плиткой
- Мыть ювелирные изделия
- Чистить замшевые изделия
- Чистить клавиши на компьютере
- Можно подкрашивать волосы на голове
- Кошке расчесывать усы
- Почистить разделочную доску или стереть карандаш на обоях
- Почистить под ногтями после работы на дачном участке
- Можно почистить кофемашину
- Почистить расческу от волос
- Можно рисовать зубной щеткой
- Почистить фильтр от фена
- Пятна на одежде, особенно жирные, мягкие игрушки и жалюзи тоже можно помыть с помощью зубной щетки
- Зубная щетка помогает помыть мелкие детали в автомобиле, а кисточка для краски смести пыль с фильтров в салоне автомобиля
- Почистить цепь велосипеда тоже можно зубной щеткой
- Щеткой можно почистить молодой картофель, и вымыть терку от чеснока
Не выбрасывайте старую зубную щетку! Поначалу будет трудно придумать более одного применения какому-то предмету, но этому стоит учиться. Таким образом вы «раскачиваете» свое мышление и заставляете мозг искать другие пути использования предметов.
В процессе дивергентного мышления участвует и правое, и левое полушария мозга. Когда мы учимся так мыслить, то строим «новые нейронные связи», которые и помогают нам связать вместе не связываемые друг с другом вещи.
Три способа обучения дивергентному мышлению
① Профессиональный коучинг
Обычно, когда человек сталкивается с какой-то задачей, то он перебирает в голове разные варианты решений, используя только свой лучший опыт. А вот за рамками этого опыта есть и другие варианты, о которых он и не слышал. Будут мешать стереотип мышления и внутренние ограничения, например страх неизвестности.
Поэтому лучше всего учиться у профессионального коуча, который быстрее поможет вам «раскачать» свое мышления и найти еще больше вариантов, подойти творчески к вашей проблеме или задаче. Обратите внимание на Евразийскую Школу Технологий Творчества.
② Синектика творческий метод от Уильяма Гордона
Учиться мыслить инновационно можно и методом синектики. Это по сути «мозговой штурм», благодаря которому мы учимся мыслить нестандартно и творчески, чтобы решить свою задачу.
Автор метода Уильям Гордон сотрудничал с компанией по производству чипсов в области изменения упаковки И вот у чипсов Pringles своя, ни на что не похожая упаковка, а чипсы компактно упакованы (сравнение с опавшими листьями) и почти никогда не ломаются.
Сам метод основан на связывании не связываемых вещей и идей. Как в этом примере чипсы и опавшие листья…
③ Методика «SCAMPER» Боба Эберле
Можно научиться дивергентному мышлению и методом «SCAMPER». Этот метод основан на схеме постановки определенных вопросов, которые и дадут ключ к решению вашей проблемы.
Автором этой методики считают Боба Эберле, но усовершенствовал ее американский журналист Алекс Осборн. В слове «SCAMPER» каждая буква обозначает какое-то действие. Например, буква «S»— Substitute (замещение), а буква «A» — Adapt (адаптация).
В пункте «Замещение» нужно найти другое решение проблемы, или заменить часть проблемы. Дается целый цикл вопросов, которые касаются замещения.
- Как и чем заменить составные части?
- Как и кем заменить участников проекта?
- Можно ли изменить название или направление движения, или часть?
В пункте «Адаптация» предлагается изменить решение и заменить его, адаптировать к вашему варианту. И вопросы, соответственно, для помощи в этом даются другие:
- Есть ли аналоги и на что это может быть похоже?
- Что можно извлечь из этой ситуации?
- Могу ли я чужие идеи адаптировать к своей ситуации?
И другие похожие вопросы.
Радость питает ваше воображение
Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман называется она «Манифест Радости». Оказывается, чтобы креативно мыслить необходимы еще некоторые условия, такие как:
- Радость
- Хорошее настроение
- Оптимизм
- Хорошие отношения
- Достаточный отдых
- Жизнь без стресса и напряжения
- Не должно быть тревоги
- Внутреннее благополучие
Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он и генерирует новые идеи и идти он может разными путями, точно зная, что если он даже «упадет, то поднимется легко» и пойдет другим путем! И это все за счет дивергентного мышления… статья вот об этом!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.