Во многих храмах в воскресенье будет Чин прощения и почему он там каждый год и много людей присутствуют там, чтобы простить кого-то. Но мало кто задумывается над тем, почему нужно прощать. В чем смысл прощения… статья вот об этом.

Прощение и мы

Как много каждый из нас может рассказать случаев из своей жизни, когда мы не простили, ушли, постарались забыть травмирующие ситуации. Иногда и людей уже нет, которых нужно простить или самим попросить прощение. Возможно, они и не помнят... но ваша память не очистилась от этого, вы-то помните. И вот нужно простить, но не получается...потому что для вас понятие справедливости встает на первом месте. И, конечно, вопрос: «А почему я должен простить?»

Можно привести здесь стихотворение Б. Пастернака:

«Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.»

Оказывается, умение прощать — это одно из самых важных качеств человека, а стихотворение звучит как призыв каждому из нас.

В нем очень глубокий смысл, и для его понимания совсем не нужно большого образования. Смысл лежит на поверхности, и каждая строка начинается с одних и тех же слов, призыва о прощении. Автор, как бы пытается внушить нам эту мысль, чтобы мы не потеряли ее, чтобы поняли, как это важно для нас самих.

Прощение, по сути, это проявление милосердия, это наше желание не мстить, не желать зла обидчику, и самим не таить зла за содеянное другим человеком.

Как все же не довести ситуацию до момента, когда нет выбора и мы не прощаем?

Нужно, конечно, избегать таких ситуаций, при которых это может случиться. Но давайте посмотрим, какие есть библейские советы по этому поводу.

Наверное, бывают такие ситуации, когда и сам человек, совсем не желая зла, может выступить объектом, на которого обрушивается поток зла со стороны, откуда совсем и не ожидал.

Но даже в этой ситуации стоит отойти «на безопасное расстояние» и переждать время. Вот чувствуете, что идет рост напряженности, недовольства, негатива, злобы, раздражения и прочих неприятностей… постарайтесь смолчать, будьте в эти моменты тише, «потерпите, если это возможно и уместно, постарайтесь просто сделать паузу в общении. В ряде случаев разрядить обстановку, предотвратить возможный конфликт помогает честный, искренний разговор между участниками таких отношений.»

Почему мы прощаем своих обидчиков?

Во многих ситуациях совсем не хочется прощать. И мы ходим «с камнем за пазухой» всю жизнь, именно мы. В данном случаем мы будем обращать свой взор на самих себя.

Ведь, прощение для нас — это не попустительство. Прощение подразумевает, что мы простили и не испытываем желания мстить обидчику, таить на него злобу или обиду. Тем более мы и не знаем, помнит ли наш обидчик о том зле, которое он причинил нам, может и не помнит совсем, и нас уже позабыл и живет своей жизнью.

В Библии написано: «Мы прощаем друг друга, потому что это заповедал Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Апостол Павел учит: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Нам самим следует помнить о том, что умение прощать не дается просто так, ему следует учиться и развивать у себя этот навык.

А как же справедливость, разве она не выше прощения?

То, что мы считаем справедливостью, далеко не всегда соответствует этому понятию. Из книг «Жития Святых» есть немало примеров, когда гибли ни в чем неповинные люди. В России в годы войны, гонений, репрессий много было несправедливости, гибли люди.

Нам нужно усвоить, что в понятие справедливости совсем не входит «наказание» нами своего противника. Мы бессильны сами вразумить обидчика, и совсем не нужно этого делать. В слове «наказание» есть другой, «высший смысл», слово «наказание» — это наказ.

Если конфликт «развел» двух людей, значит ли это, что они не простили друг друга?

Мы часто прощаем самих людей, а вот их поступки или согрешения остаются не прощенными. Они всплывают в нашей памяти, прячутся в глубине и негативно влияют на нашу жизнь. Мы «сложно» общаемся с людьми, «странно» строим коммуникации, «нет доверия» в жизни.

А совсем нельзя ставить людей на один уровень вместе с их «плохими поступками». Ведь и сами мы тоже «грешим» чем-то. Поэтому чтобы не возненавидеть человека, нужно научиться отделять «содеянный грех от человека», так пишет психолог Е. Треандофилова.

Архимандрит Кирилл Павлов пишет: «Питай ненависть к болезни (грех в данном случае), но не к больному», то есть не к вашему обидчику. А плохие поступки считаются «болезнью души».

Архимандрит Кирилл Павлов

Архимандрит Кирилл Павлов

Но вот конфликт все же «развел» двух людей, но значит ли это, что они не простили? Случается, что человек действительно простил обидчика, эмоционально его не трогает сама обида, но вот продолжать общение с этим человеком не хочет, вернее, не видит в этом смысла. Да часто и сам обижающий не видит и не осознает всей греховности своих поступков. И от нас совсем никто и не требует искать с ним общения и продолжать общаться, выбор всегда остается за вами.

Простивший в данной ситуации совсем не желает отмщения и не держит зла. Если, например, муж постоянно изменяет своей жене, это совсем не значит, что она простив должна продолжать жить с ним. Это ее выбор, и она вполне может оставить такого мужа.

Греху вообще не стоит попустительствовать, это в итоге может отразиться и на грешнике, и на том, кто такой грех без конца должен терпеть.

Натужно дружить с тем, кто без конца обижает совсем не нужно. Нужно простить и отойти в сторону, пойти своей дорогой. Священники рекомендуют попросить друг у друга прощение, простить друг друга, и разойтись каждый своим путем.

Иногда так происходит, что мы искренне просим прощения, или сами кого-то прощаем, а другая сторона ведет себя агрессивно и не прощает нас, и тогда не следует выяснять отношения, «просто помолитесь за обидчика» как можете, и уйдите с его дороги.

Что делать, если не удается простить и вражда не проходит?

Часто вражда между людьми переходит в хроническую стадию, конца ей нет. Психологи советуют постараться «забыть» своего врага, не думать о нем. Возможно, что пройдет время, «чувства улягутся» и вам будет легче простить. Правда, никто не пишет сколько на это может уйти времени.

Но мне понравилось сравнение «забыть» с машиной, которая мчится по дороге с большой скоростью, и чтобы поехать назад, этой машине нужно вначале остановиться, иначе вы в кювет упадете на такой скорости...Так и здесь, остановка сродни тому, что нужно постараться пройти этот путь от ненависти к прощению. Именно для этого и нужно остановиться самому.

Чин прощения, что это такое и откуда пошла такая традиция?

Кто когда-то был в храме на Чине прощения расскажет о том, что это очень трогательно, люди часто плачут, улыбаются, обнимаются, иногда совсем посторонние… никого не оставляет равнодушным этот Чин. Вроде рядом совсем чужие люди, среди них священнослужители и ты должен у всех попросить прощения, и они тоже просят прощения, а ведь может там никто никого и не обидел… Но там происходит важное, мы учимся прощать… После Чина прощения совсем другие чувства на душе у тех, кто действительно хочет научиться прощать.

Чин прощения появился у нас в храмах от египетских монахов. Перед Великим постом монахи усиливали свою молитву для приготовления к Светлому празднику Пасхи. Они расходились на молитву в пустыню на 40 дней. Никто не знал увидятся ли они вновь, так как в пустыне обитали дикие звери, было голодно и холодно.

Именно поэтому они и просили прощение друг у друга прежде чем разойтись. Так всегда делают и перед смертью, говоря о вольных и невольных обидах, и конечно, прощают друг друга от души. Каждый из них понимал, что это встреча может быть последней. С течением времени эту традицию ввели и в храмах.

Сколько раз прощать человека и почему молитва имеет большое значение?

В Библии написано, что «когда апостолы спрашивали, сколько раз можно прощать человека: «До семи ли раз?» – Спаситель на это ответил: «Не до семи, но до седмижды семидесяти раз».

Отсюда следует, что прощать необходимо всегда, если человек искренне просит у вас прощение. Это христианский подход к прощению.

И молитва за обидчика -это одна из стадий избавления от греха вражды. В Библии так и написано:

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»

Считается, что молитва за человека — это ваш акт проявления добра и любви.

Недаром же так и говорят в ответ на просьбу о прощении, что «Бог простит», и именно эти слова и согревают нашу душу. Прощая, мы освобождаемся сами о обид и хроническая душевная боль постепенно покидает нас. Мы становимся менее чувствительными к обидам, если учимся так прощать.

Как научиться прощать?

Мы когда прощаем, считаем, что проявили великодушие к обидчику, часто это даже «наша жертва». А ведь на самом деле, прощение нужно нам самим, потому, что это наше освобождение от обиды. И польза от этого для нас самая большая. Как пример, всегда рассказывают «о камнях души». Представьте, что каждая обида — это камень, большая обида- большой камень, маленькая обида- маленький камень.

И вот так мы собираем «за пазухой» много камней больших и маленьких, и носим их с собой. И готовы кинуть при встрече назад этот камень обидчику, если он встретится… А если нет? То так и носим, « в надежде на встречу этот камень», и идти уже тяжело, и сил нет дальше двигаться, а мы все носим и носим... Жизнь теряет смысл, так как все силы тратятся на то, чтобы «донести камень обиды», радость из жизни так и уходит…

Поэтому именно нам выгодно прощать. Прощение — это духовное делание. Постарайтесь вспомнить и восстановить те жизненные ситуации, в которых вы по чьей-то вине пережили обиду, стресс, разочарование. Занятие это не из приятных, и часто оно очень болезненное, но это необходимо, чтобы очистить свою душу.

Вспомните все поступки, которые вызвали ваши переживания, гнев, злобу, страх, недоверие, словом, все негативные чувства. Именно эти поступки и надо простить людям. Если много таких поступков и людей, которые замешаны в этом, то начните с любого из них, можно с самого болезненного. Обычно это родные люди или самые близкие. На это нужно время, нужно письменно все описать, чтобы как-то упорядочить. Сам процесс выписывания похож на разматывание «клубка проблем», но этот способ считается самым эффективным и практичным.

Это не обряд, не «копание в грязном белье», мы так сможем найти «корень проблемы», который всегда лежит в нас. Это, как правило, потом оказываются те грехи и поступки, в которых мы сами грешны и за что осуждаем других.

Прощеное воскресенье или почему нужно прощать? Чин прощения, что это такоеВ храме так часто делают прихожане, которые готовятся к исповеди, они выписывают на бумаге то, в чем они каются. Здесь цель такая же, выписать все на бумаге, чтобы ничего не пропустить и все простить. Пишите и все упреки, которые вы «бросали» в ответ обидчику или то, что вы носите внутри «своей души», это тот камень, который в ответ должен «полететь» в обидчика.

Вот все выписано, все отмечено, вы припомнили все, что вас тревожило тогда и что осталось сейчас… Теперь все простите всем, попросите прощения у всех, и у себя в том числе. И порвите эти записи, так как рвет их священник в храме. Ваша цель сейчас «простить и забыть», ведь это чужие грехи. А себя вы и так простили!

Если все же обида «гложет вас», то нужно повторять снова и снова этот ритуал прощения. Важно, чтобы в конце концов вы выработали в себе навык прощения. Он поможет вам в итоге избавиться от обидчивости, и чувствительность к обидам притупится... Этот очень полезный навык «прощать много раз и всегда» изменит ваш характер, взаимоотношения с людьми и весь образ жизни.

Прощая, сам человек совершенствуется в любви, которая очень облегчает нашу жизнь, нашим близким с нами становится лучше и легче. Эта любовь поможет и окружающим людям стать другими. Гораздо приятнее общаться с людьми, которые сами наполнены любовью и позитивом, чем с теми, кто зол и обижен на весь мир.

Всегда лучше «побеждать зло, добром». Примириться вначале нужно самому, в своем сердце, обязательно простив обидчику все. А потом уже принимать решение о том, будете ли вы поддерживать отношения или нет.