В Санкт-Петербурге сохранились два удивительных здания, связанных с семьёй Веге — ультрамариновым королём России. Один — это величественный доходный дом с атлантами у Мариинского театра, другой — заброшенный, но всё ещё прекрасный особняк на Октябрьской набережной. Их история — это история промышленного расцвета и архитектурной красоты конца XIX века.
Содержание
История семьи Веге: от врача до промышленника
Особняк семьи Веге находится на Октябрьской набережной. И в 2024 году было подписано соглашение о его реставрации, поскольку сейчас он находится в плачевном состоянии, но еще не разрушен полностью. Но давайте все по порядку, история этой семьи очень интересна, как, впрочем и самого особняка.
Все его называли «ультрамариновый король», но к этому он пришел не сразу. Родился Георгий Иванович в 1842 году в Витебске, там и получил начальное образование, а потом поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге в 1860 году, закончил ее и трудился ординатором в загородной больнице, где и попал под сокращение после ее упразднения. Затем, в 1873 году основал свою частную больницу, но в 1885 году и ее закрыл из-за занятости и начал заниматься предпринимательской деятельностью.
В 1882 году Веге Г. И. приобрел ультрамариновый завод на территории монашеской общины Киновии, на правом берегу Большой Невы (настоящий адрес: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 38).
Что такое ультрамарин и зачем он был нужен
А что такое ультрамарин, в чем его ценность для России того времени? Ультрамарин — это неорганический пигмент, представляющий смесь синтетического алюмосиликата натрия и пиросульфидов натрия. Ультрамарин как пигмент, в зависимости от полисульфидов может иметь разный цвет: белый, синий (имеет разные оттенки: савойский синий, лавандовый, цвет формы морских офицеров, индиго, берлинская лазурь, сапфир и др), зеленый, фиолетовый и красный.
Общая формула ультрамарина:
n (Na2O·Al2O3·mSiO2)·Na2Sx , где n = 2—3; m = 2—3; x = 1—5
Использовался ультрамарин на разных видах производства для окраски и устранения желтого оттенка как в лако-красочных материалах, так и в текстильной, бумажной, пластмассовой промышленности и др.
Уже 1882 году Веге так наладил производство ультрамарина, что качество его превзошло иностранные аналоги и обеспечивало Россию более дешевым ультрамарином, за что и был награжден. В стране стали выпускать ультрамарин по технологии Веге, но оказалось, что на состав ультрамарина оказывает большое влияние и невская вода, она мягкая и по составу оказалась самой подходящей для производства ультрамарина самого высокого качества.
В 1896 году завод Веге уже выпускал более 50 тыс. пудов (1 пуд=16,38 кг) ультрамарина в год и на выставке в Нижнем Новгороде предпринимателя Веге Г. И. отметили высшей для того времени наградой — Государственным гербом. Завод Веге также был отмечен и тем, что условия труда и заработная плата рабочим была достойная, и они работали на заводе на постоянной основе, в отличие от других производств, где рабочих нанимали сезонно.
Рабочих на заводе Веге обеспечивали хорошими условиями для жизни, дарили праздничные подарки и приветствовалось неформальное общение с руководством. Ультрамарин с завода Веге Г.И. поставлялся и за границу.
Особняк Веге на Октябрьской набережной
В 1714 году указом Петра Первого был выделен большой участок земли на правом берегу Невы для монашеской общины Александро-Невской лавры, назывался он Киновия. Планировалось, что здесь будет загородный дом Митрополита и монахов «на пенсии», а также «под кирпичные заводы, сараи и склады дров и для выработки глины для строений». На этой территории был когда-то кирпичный завод, основанный шведами.
В 1878 году Георгием Ивановичем Веге был взят в аренду этот участок земли для постройки завода и использования глины для производства ультрамарина. В 1886 году Веге Г. И. обратился с прошением в Строительное управление для постройки на территории завода печной трубы. «И уже к 1889 году были построены на территории завода корпус в два этажа для мокрых мельниц, корпус для конторы и жилых помещений, корпус в три этажа для машинного отделения, промывочной и сушильни, корпус в два этажа для паровых котлов и др. помещения».
К 1902 году на территории завода насчитывалось более 15 зданий, в том числе и особняка Веге, где проживала его семья. До сих пор неизвестно кто был архитектором особняка, считается, что К. Ф. Фейерейзен, так как он работал на проектами многих производственных зданий на территории завода.
Архитектура и внутреннее убранство дома
Сам особняк построен в стиле эклектики прямо около печного цеха, чтобы можно было наблюдать весь процесс производства. И даже окна парадной лестницы с шикарными витражами позволяли смотреть прямо в цех.
Само здание снаружи было совсем непримечательно, зато внутреннее убранство дома было очень богатым: все стены и потолки были расписаны, было большое количество лепнины, чугунное узорное литье и большие зеркала от потолка до пола в витиеватых лепных рамах.
Киновеевский ультрамариновый завод просуществовал до 1914 года, пока не перешел после смерти Веге Г. И. его сыну Роберту. Но Роберт не был заинтересован в продолжении дела своего отца и отдал в аренду немцам (братьям Леверкуз) в управление ультрамариновый завод, а потом в 1916 году и вовсе продал. А в 1918 году завод и вовсе национализировали.
Особняк Веге сейчас находится в промзоне, где недавно еще его владельцем был завод «Пигмент», а сейчас это заброшенное место. Есть надежда, что и особнякуВеге когда-нибудь дадут вторую жизнь.
Доходный дом с атлантами Роберта Веге
Сын Георгия Ивановича Веге Роберт получил в наследство от отца «предпринимательскую жилку». Отчего и получил прозвище «шоколадного короля», так как владел акциями российской кондитерской компании «Жорж Борман», которая поставляла шоколад к Императорскому столу, по России и за границу.
Доходный дом Роберта Веге находится около Мариинского театра, и каждый, кто прогуливался вдоль набережной Крюкова канала может увидеть большой и красивый дом с атлантами. Это второй по счету дом с атлантами в Санкт-Петербурге.
Архитектор, стиль и особенности фасада
История этого места началась в 18 веке, сама земля была императорским подарком русскому архитектору В. И. Баженову, и занимала половину квартала. Русский архитектор хотел жить около Никольского собора. Там должна была появиться обычная купеческая усадьба, типичная для эпохи классицизма. В Академии Художеств в Петербурге даже сохранились чертежи этого дома.
Планировалось, что усадьба будет иметь два этажа, с высоким цоколем посередине и лоджией на втором этаже. Предполагалось, что здание будет с колоннами и садом перед ним. Но Баженов заболел, переехал в деревню и сюда уже не вернулся. Наследники же Баженова распорядились этим участком иначе: один из них построил жилой дом, а второй сын продал свою половину Л. Бенуа, который в свою очередь тоже построил дом, где более ста лет проживали известные художники и архитекторы.
В 1840 годах на этом месте стояло каменное строение, принадлежавшее жене генерал-майора Цекатова, уже в 60-е годы, благодаря ей, дом был расширен и изменен внешне. Следующим владельцем дома был купец Петров К., который и приобрел Роберт Веге, и выглядел этот дом как дом в три этажа с флигелем и надстройками.
Перестройку этого дома Роберг Веге поручил столичному архитектору Овсянникову С. О. (воспитанник мастерской Л. Н. Бенуа) и военному инженеру Ставицкому И. П. Задача перед архитектором стояла вполне конкретная: необходим доходный дом для состоятельных и знатных людей. Теперь уже планировалось что дом будет иметь 6 этажей с мансардой, также в доме должен быть лифт и отапливаемая лестница.
На втором этаже дома флорентийские окна (окно с полуциркульными арочками, состоящее из нескольких маленьких окошек), на остальных этажах — прямоугольные окна. Перестройка дома велась с 1912 по 1914 годы на углу Екатерингофского проспекта и Крюкова канала, 14.
Знаменитые жильцы и интересные факты
После революции Роберт Веге уехал во Францию, многие жильцы тоже эмигрировали, а те кто, остался сами уплотнялись в своих квартирах, чтобы избежать насильственного уплотнения, когда квартиры стали коммунальными. В доме проживали многие известные люди:
- советский генетик, физиолог и педагог Лобашев М. Е. (он был прототипом Сани Григорьева из повести В. Каверина «Два капитана»)
- великие российские композиторы С. С. Прокофьев и И. Ф. Стравинский
- русский пианист и дирижер Зилоти А. И. (позже здесь была Публичная библиотека, на основе личного собрания книг самого Зилоти)
- русский и советский живописец И. Э. Грабарь
Дом Роберта Веге типичного для Санкт-Петербурга темно-серого цвета, построен в стиле неоклассицизма. Особняк построен с округлыми эркерами и закругленными мягкими углами, которые смягчают симметричность фасада. Дом украшен снаружи и изнутри: барельефы, панно, растительный орнамент и горельефные женские головы и др., все в итальянском стиле.
«Возможно, владелец этого дома Роберт Веге высказывал какие-то «итальянские» пожелания для облика своего доходного дома — знание культуры Италии считалось хорошим тоном в среде просвещенных городских жителей. А может быть, его интересовали лишь квадратные метры, чтобы выжать максимум прибыли из купленного участка он доверил архитектору...» (из эссе сотрудника Музея истории Санкт-Петербурга Наталии Цендровской «Сочиненная Италия. Дом Веге на Крюковом канале как образец ретроспективизма 1910-х годов»)
Дом Веге сегодня: как увидеть легенду Петербурга
Обращают на себя внимание совсем нетипичные для пасмурной питерской погоды открытые балконы на верхних этажах дома. Стоит отметить, что благодаря смещенному ассиметричному курдонеру (парадный двор перед зданием) дневной свет, которого не так много в Питере, попадает во все квартиры.
Еще сверху по центру дом украшен старинными часами с римским циферблатом, которые были отреставрированы в 2015 году, и теперь радуют жильцов и туристов своим «историческим ходом».
Центральный вход в дом осуществляется через металлические ворота с атлантами сбоку и аркой. В центральной парадной по бокам стоят каменные скамейки с мраморными сатирами на поручнях.
Доходный дом Веге всегда привлекал кинорежиссёров: это строение, выдержанное в стилистике неоклассицизма, можно увидеть в фильмах «Белые ночи», «Рождённая революцией» и «Достояние республики».
Сегодня дом с атлантами Веге остаётся одной из архитектурных жемчужин Санкт-Петербурга, а особняк на Октябрьской набережной ждёт своего второго рождения. История семьи Веге — это история трудолюбия, новаторства и любви к прекрасному, отражённая в камне, стекле и красках ультрамарина.



Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.