В многолетней истории России монастыри играли очень важную роль. Их было великое множество, поскольку они были очень созвучны всему укладу жизни русского народа. Также они играли роль центра просвещения, молитвенного подвига, здесь распространялись книги и вели упорядоченную жизнь в молитвах.
Содержание
История одного храма в Санкт-Петербурге
Это, по сути, была школа христианской жизни для всех: и для старшего поколения, и для совсем маленьких детей. В монастырях всегда находили утешение, искали смысл жизни. Монастырь был источником силы и веры, где укреплялся дух каждого.
Монастырский уклад жизни накладывал отпечаток и на жизнь простых русских семей. В дни великих испытаний русские люди всегда шли в монастырь для совершения молитвы.
Часто можно услышать и прочитать в «Житиях Святых» об удалении монахов от мирской суеты. Это были мало оживленные места, леса и пустыни. Потом эти места обживались монахами и вокруг этих мест зарождалась вначале монастырская жизнь, а потом к основанному святой жизнью месту устремляются люди. И появляются новые районы, города, а потом и кладбища.
Киновия, почему такое название?
Первые данные о Киновии относят к 4 веку, когда Преподобный Пахомий Великий основал этот монастырь.
Однако история Киновии, что в переводе с греческого означает «общежительный монастырь», началась в 1714 году. Более 300 лет назад Петр Первый пожаловал Александро-Невскому монастырю землю. Располагалась эта земля как раз напротив Лавры на правом берегу Невы.
Участок, занимаемый Киновией Александро-Невской лавры — самый возвышенный в округе правого берега Невы. Он был заселен уже в XV в.: согласно Переписной книге Вотской пятины 1499—1500 гг. здесь стояла деревня Рог, была рыболовная тоня. Во времена шведского владычества, как считают, здесь расположился кирпичный завод.
Этот район назывался Клочки, а находился он рядом с кирпичными заводами. Место около 150 гектаров, было пустынным, покрыто кустарником и сосняком.
Монастырь Св. Александра Невского, по замыслу царя, должен был стать центром духовного образования и культуры и отличаться особым экономическим положением, в связи с чем к нему перешли значительные недвижимые владения и церковная утварь. Участок на Правом берегу изначально предполагался для хозяйственной деятельности. По некоторым данным, монастырь продолжил выработку кирпича в старых сараях шведского завода до начала 1730-х гг., тоня сдавалась в аренду местным крестьянам.
Однако долго, почти 100 лет, это место пустовало. И только в 1810 году крестьяне стали его осваивать под сельскохозяйственные угодья: огороды, пашни и сенокосы.
И только в 1820 году наместник Лавры архимандрит Товия и Санкт-Петербургский митрополит Михаил (Десницкий) решили сделать здесь летнюю резиденцию для отдыха, небольшой загородный архиерейский дом. Куда после ухода на покой и хотел уединиться Владыка.
Архиерейский дом получал статус самостоятельно действующего монастыря. Он также пожелал устроить там и каменную церковь, часовню, скотный двор и кельи для престарелых или больных монахов. В то время в Лавре не было своей больницы.
Архитекторы Лавры, а ими в то время были Петров В. и Прокофьев А., спроектировали все и утвердили у архиерея. Строительство начали в том же 1820 году. И уже к концу лета был выстроен деревянный дом. А в конце января 1821 года был освящен деревянный храм Всех Святых. Неожиданная смерть митрополита прервала начатые работы и финансирование. Так как он намеревался издать свои рукописи, а на вырученные деньги продолжить строительство каменной церкви.
Однако летом 1882 года все же были построены три небольших здания. Работы были продолжены в 1825 году под руководством уже нового митрополита Серафима (Глаголевский). Были распаханы земли под яровые, разбили митрополичий сад. А в монастыре поселили двух иеромонахов, иеродиакона и были два послушника. Насельниками Александро-Невского скита, так первоначально называли Киновию, в то время были пожилые монахи, которые все время проводили за молитвой.
Новый митрополит на содержание Киновии выделил 2533 рубля, ассигнациями. И также велел эту сумму выделять ежегодно на содержание Киновии.
Комплекс Киновии продолжал расширяться и расти. И уже в 1840 году известный церковный благотворитель купец Набилков Ф.Ф. из Петербурга пожертвовал деньги на строительство надвратной колокольни в стиле классицизма. И в 1841 году она и была построена по проекту архитектора Комарова А.З.
Киновия – второй по значимости монастырь в Санкт-Петербурге
Петербург всегда был духовным центром, и купец Набилков писал в Духовный Собор Лавры о том, что необходимо развивать Киновию, как второй по значимости монастырь в городе. Он и сам в этом принимал очень активное участие своими пожертвованиями. Петербуржцы еще называли Киновию Малой Архиерейской слободой.
Жизнь монахов там отличалась упорядоченностью и своим особым укладом:
- Они жили там на полном обеспечении
- И у них не было никакой собственности
- Весь свой труд они отдавали на общую потребу монастыря и всей братии
Уже к 1844 году для житья монахов были построены каменные келии, с двух сторон монастыря, справа и слева. Это были двухэтажные корпуса по проектам архитекторов Брандта К.И. и Гемилиана А.П. Они и сейчас находятся по адресу Октябрьская набережная дом 16 и 20.
В северном корпусе находились покои митрополита. Там же была и Домовая церковь Архистратига Михаила. В октябре 1847 года состоялось ее освящение действующим наместником Лавры архимандритом Вениамином.
В 1848 году по инициативе смотрителя Киновии иеромонаха Паисия началось формирование и Киновеевского кладбища. А первые захоронения появились за церковью Всех Святых. Однако отдельные места сразу за Троицким собором были отданы почетным мирным гражданам и монахам. Всем остальным гражданам победнее были отданы места подальше от храма, за забором.
Купец первой гильдии Набилков Ф.Ф. не оставлял этот храм без внимания всю свою жизнь и в 1849 году 30 тысяч рублей завещал на постройку каменного пятиглавого собора с тремя престолами во имя Пресвятой Троицы. А прообразом послужил Собор Киево-Печерской лавры. В 1955 году тот же архитектор Брандт К.И. сделал проект нового каменного храма. А деревянную церковь перенесли на кладбище. Однако строить храм стали по проекту другого архитектора Карпова Г.И. в 1862 году, а к 1864 году уже были окончены черновые строительные работы.
Тогда-то и стало ясно, что этих 30 тысяч рублей на постройку храма не хватит, тогда строительство продолжил брат Набилкова Ф.Ф. Василий. А после смерти Федора Федоровича строительство продолжил уже его сын, на еще 30 тысяч рублей, завещанных дополнительно его отцом.
Сын выполнил волю отца и уже в 1868 году Троицкий собор освятил епископ Григорий (Медиоланский) во имя Святой Живоначальной Троицы.
Сама постройка имела очень красивый величественный вид. Построена была в русско-византийском стиле, а внутри имела роскошное убранство.
Очень красивый фасад здания как бы возвышался над Невой. Чтобы подняться на крыльцо требовалось преодолеть 8 ступеней. Все было сделано изящно и с большим вкусом: и иконостас, и живопись.
Эскизы внутренней отделки и утвари составил также Г. И. Карпов. Образа для иконостаса, вырезанного охтинским мастером И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.
Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева, а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения». Святыней храма считался образ Божией Матери всех скорбящих Радости XVII в., привезенный, по преданию, с Афона.
Ежедневно совершалась Божественная Литургия. Главным престольным праздником считался День Всех Святых. Литургия совершалась архиерейским чином и завершалась крестным ходом вокруг кладбища и монастыря.
После богослужения купцы размещали палатки и устраивали ярмарки. А на левый берег Невы можно было переправиться на теплоходе так и называемом «Киновия».
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.