Киновия – интересный и единственный сохранившийся образец небольшого монастырского комплекса бывших окраин Санкт- Петербурга, выдержанный в традиционных для третьей четверти ХIХ века формах «русского византийского стиля» на правом берегу Невы.
Содержание
Архитектурный стиль Киновии
17 июня 1862 г. был заложен большой пятиглавый Троицкий храм по проекту архитектора из Епархии Карпова. Он, в свою очередь использовал мотивы проекта Брандта. За постройкой храма наблюдала строительная комиссия, в которую вошли игумен Киновии Аполлинарий, а также брат Ф.Ф. Набилкова Василий.
В 1864 году черновые постройки храма были закончены, поскольку сумма денег, выделенная Ф.Ф. Набилковым закончилась. Тогда Василий Федорович Набилков выделил деньги еще почти 30 тысяч рублей на дальнейшие работы своему сыну Николаю.
Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и 28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским).
Согласно отзывам современников, церковь в русско-византийском стиле имела “величественный вид” и отличалась “роскошной внутренней отделкой”, отделка и убранство были «исполнены весьма тщательно в строгом византийском стиле». Русский стиль здания восходит к церковным сооружениям К. А. Тона.
«Главный фасад обращен на Неву с красивой лестницей о 8 ступенях. Также красив снаружи храм, поднятый над всей местностью. Внутренняя отделка его весьма изящна, особенно иконостас и живопись куполов, сводов, арок, стен и пилонов. Орнаменты превосходно исполнены.
В окнах церкви, поднятых на значительную высоту от пола, устроены железные закладные переплеты, с такими же закладными, заделанными в стену, рамами, снаружи которых вставлены красивые железные решетки. Пол мозаический из цветных кусков мрамора».
Три деревянных иконостаса были украшены колонками и резьбой в виде «византийской плетенки», под которой размещался слой фольги. Клиросов не было, певчие располагались на хорах.
Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.
Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева (преемника Дубинина), а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения», полы в котором были выстланы лещадной плитой. В настоящее время в храме под церковью находится музей, в котором сохранилось много экспонатов из далекого прошлого:
- Чернила в чернильнице
- Закладные записки купцов Набилковых
- Старинные церковные книги и утварь
До сих пор неизвестно где хранится главная святыня храма того времени икона Божией Матери всех скорбящих Радости 17 века. Она была привезена с Афона. Она отличалась от той, которую мы привыкли видеть.
На территории храма как описано во многих исторических изданиях, было кладбище. Его история не менее интересна.
История Киновеевского кладбища
Интересен тот факт, что рядом с территорией храма по инициативе иеромонаха Паисия в 1848г стали производится захоронения за церковью Всех Святых. Вначале это были временно проживающие на территории Лавры иноки из других епархий.
Причем участки для захоронений отличались разрядностью:
- Для монашествующих и почетных мирян сразу за зданием храма
- Второй, за канавой – тоже для почетных мирян и монахов
- А в поле, за забором хоронили самых бедных рабочих кирпичного завода
Так на привилегированном участке похоронена супруга действительного статского советника Л.И. Вагнера.
В связи с недостаточностью средств, для содержания монастыря и проведения в нем различного рода работ денег не хватало. И в 1879 было решено увеличить годовое содержание с 1200 до 1500 руб., но при этом на следующий день Духовный собор Лавры усмотрел причину недостаточности средств Киновии в том, что «Киновийское кладбище очень быстро замещается, вероятно, по причине низкой цены за место».
Цены на могильные места выставлялись высокие по тем временам, а люд жил там очень бедный. Поэтому захоронения вели на других кладбищах, менее дорогих: Малоохтинском и на кладбище у Фарфорового завода.
На территории Киновеевского кладбища находятся исторические захоронения:
- Братская могила советских воинов со времен Великой Отечественной Войны
- Мирные жители Блокадного Ленинграда
- Могила участника Октябрьской революции и Гражданской Войны Титова Н.И. (захоронение на Коммунистической площадке)
На кладбище похоронены известные ученые, воины, артисты, просто известные люди 19-20 века.
2000-е гг
Возрождение Киновии началось только в 2000-х годах, когда полуразрушенный собор был передан под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, который находится в Лужском районе Ленинградской области. Однако реальные работы по восстановлению памятника архитектуры начались только в 2015 году.
Четыре года потребовалось реставраторам, чтобы вернуть собору на Октябрьской набережной в Петербурге первозданный вид.
Восстановленный Собор открыли в 2019 году на День Святой Троицы. В августе 2019 года установили иконостас, который удалось восстановить по сохранившимся фотографиям.
На территории храмового ансамбля установлен памятник смотрителю Киновии, иеромонаху Паисию Кривоборскому. Интересно, что при реставрации нашли всего одно надгробие, и оно принадлежало иеромонаху Паисию Кривоборскому.
На территории храма стоит отдельно звонница. Она с электронными колоколами, но есть и звонарь, который часто созывает прихожан на службу своим удивительным звоном колоколов.
Восстановлены все храмовые и прихрамовые постройки. Великолепное здание трапезной с белым роялем, библиотеки, бани, дома Паломника, воскресной школы.
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00. Богослужения совершаются по установленному расписанию, которое можно всегда найти на сайте храма kinoviaspb.ru
Иеромонах Паисий Кривоборский
Помните наш рассказ о найденной реликвии Киновии Александро-Невской Лавры — надгробном камне первого настоятеля? Сегодня мы расскажем о нем немного подробнее, ведь он является настоящим духовным делателем России XIX века!
Иеромонах Паисий Кривоборский был скромным человеком, история жизни которого сохранилась в небольших подробностях. Изначально он состоял в братии Новгородского Сковородского Михайловского монастыря, где он написал свою первую рукопись — «Патерик новгородских чудотворцев 1831 года». Рукопись «Патерика» в кожаном переплете с тиснением насчитывает 215 листов и восемь вкладных, в том числе одиннадцать гравюр с видами новгородских монастырей.
В начале 1850-х г. о. Паисий состоит иеромонахом братства Александро-Невской Лавры. Александро-Невская Лавра поставляла иеромонахов для служения на кораблях русского флота. В 1850 г. о. Паисий плавал на парусном линейном корабле «Андрей», спущенном на воду в 1844 г. Участвовал в датском походе 2-й флотской дивизии под командованием контр-адмирала З. З. Балка. К этому времени относится составление о. Паисием рукописного сборника «Явлении, чудеса и Подвиги Ангелов» (выписки из Четьих-Миней о явлениях ангелов) и «Словеса Иисуса Христа» (выписки из четырех евангелистов).
К 1852–1853 г. относится составление о. Паисием альбома литографий видов новгородских церквей и изображений чудес святителя Моисея.
В последние годы жизни иеромонах Паисий был смотрителем загородного архиерейского дома или киновии Александро-Невской лавры, основанной на правом берегу Невы в 1820 г. митрополитом С. -Петербургским Михаилом (Десницким) для жительства больных и престарелых монахов. Скончался о. Паисий 15 ноября 1854 г.
Захоронение было совершено на Киновеевском кладбище, что точно подтвердила находка самого надгробия на стройплощадке комплекса. Из других памятных моментов о жизни иеромонаха остались его рукописи, которые хранятся в Киновии, а также числятся в Российской Государственной Библиотеке.
Нынешний настоятель храма – игумен Фома (Василенко)
Обновленная Киновия духовно расцветает – под ее покров приходят не только люди, ищущие монашеского подвига, но и все больше людей, несущих свой жизненный Крест в миру.
В храме регулярно совершаются богослужения. Настоятель Киновии – игумен Фома (Василенко).
В сентябре 2019 года создана Воскресная школа. Особенность школы в том, что она имеет статус семейной воскресной школы, то есть на занятиях присутствуют как дети, так и родители. Отличительной особенностью такого опыта является:
- глубокая преемственность поколений;
- стремление в познание Веры христианской на примере своих родителей, старших братьев и сестер;
- личный пример взрослого.
Главная цель деятельности Воскресной школы безусловно – воцерковление и духовное становление семьи. Занятия проводятся 1 раз в неделю каждое воскресение.
Начало учебного года – первое воскресение после Церковного Новолетия.
Жизнь в монастыре благодаря его настоятелю игумену Фоме (Василенко) «кипит»:
- Как и раньше пекутся просфоры и хлеб для собственных нужд по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
- В трапезной за общим столом собираются люди, пьют чай и слушают Жития Святых
- Организована экскурсия по храму, храмовой территории и музею Киновии
- Силами игумена Фомы и по благословению митрополита Варсонофия в Киновии появилась еще одна реликвия – мощевик с частицей мощей священномученика, священника Четверина Владимира Павловича (1874—1918)
Также неспешно, как и много лет назад течет широкая Нева и звонят колокола на звоннице, призывают к молитве.
Как будто сонм Ангелов распростерли свои белые крылья над храмом Святой Живоначальной Троицы. Красота этого места уводит в Небеса. Сравнить величие Троицкой Церкви можно с горящей свечой, где искры – это молитвы многих и многих людей к Господу Иисусу Христу, Богу нашему…
Первую часть о Храме Киновия Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге читайте здесь.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.