Я люблю и смотрю разные фильмы. Живя в Италии невозможно не знать Лукино Висконти (Luchino Visconti) и не восхищаться его творчеством. Поэтому расскажу вам о нем со «своей колокольни». Что так привлекло меня в творчестве Лукино Висконти?
Содержание
Любовь к кино и Лукино Висконти
Вы задавали себе вопрос: «За что я люблю кино? Это искусство, развлечение или аттракцион?»
В нынешнюю эпоху глобализации мировое кино — это конечно бизнес, генерирующий прибыль. Общество всегда делилось на людей, создающих материальные блага и творцов, которые бурлили новыми идеями.
Это как два полушария мозга и деление условно, но всегда гармонично сосуществовало. Я хочу написать о человеке, фильмы которого ранили меня своей красотой и входят в золотой фонд мировой культуры это Лукино Висконти.
Полный титул или знаменитый род Висконти
Его полное имя и титул — дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате-Поццоло, синьор ди Кордженто, консиньер ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций.
Так как я живу на территории Ломбардии, которая принадлежала этому древнейшему герцогскому роду, то рассказать и хотя бы чуть-чуть понять его (не говорю приблизится, так как это невозможно, как невозможно приблизится к звезде, дарящей свет в тёмное время суток) и задержать дыхание.
Мне кажется, что Лукино Висконти испытывал просто физическую боль, когда видел что-то не красивое. Ему посчастливилось родиться в уникальной семье в ноябре 1906 года.
Отец Джузеппе Висконти долгое время был хранителем Лувра, театральным меценатом, а мать невероятная красавица Карла Эрба происходила из богатейшей семьи фармацевтов.
Мальчик был четвёртым из семи детей и получил превосходное образование:
- знал четыре языка
- играл на фортепиано и виолончели
- с юности увлекался оперой, ещё бы театр Ла Скала (La Scala) стоит на родовой земле, принадлежащей роду Висконти. А в 1948 году семья спасла театр от финансового краха и 4 ложа всегда зарезервировано за семьёй.
- Лукино Висконти любил лошадей и был лучшим заводчиком, выигрывал много, но очень скоро охладел и «устал».
В поисках «себя»
Он уехал сначала в Америку, затем вернулся в Европу в поисках чем бы заняться. Коко Шанель, хорошо знавшая и любившая Висконти, знакомит его в 1936 году с Жаном Ренуаром сыном великого художника и он становится его ассистентом «от нечего делать».
Ему не нужно заканчивать ВГИК или высшие режиссерские курсы, он аристократ с большим вкусом и талантом. Работа с Ренуаром было началом сближения с коммунистами, а в 1939 году Висконти возвращается в Италию на похороны матери, которую боготворил, уже коммунистом.
У власти диктатор, который любит и прославляет военные победы, а курирует кинематограф Италии его сын Бенито Муссолини. В редакции в 1941 году познакомились Висконти и Феллини. Они ещё не сняли ни одного фильма, но оба ненавидят фашизм.
Висконти оказывается в рядах антифашистского сопротивления и попадает в плен, в «пансион Яккорино», где переживает пытки, имитацию расстрела, становится жертвой сексуального насилия и 9 дней находится в камере площадью в 1 кв.м. без еды.
Трудно представить человека, который жил во дворце герцогов, расписанного самим Джотто и относился к роскоши, как к привычному, удобном образу жизни, несломленным.
Человек «парадоксов»
Висконти состоял из парадоксов он был гомосексуалистом и вступил в коммунистическую партию, знал о красоте все и верил, что воспитывает только красота, а поверить и проверить — это истинная дистанция счастья.
Два любимца итальянского кино, Федерико Фелини и Лукино Висконти, но какие разные пути, какое разное происхождение.
Марчело Мастрояни назвал Висконти учителем, о котором все мечтают, а Феллини другом, которого все хотят. Но что такое подлинный аристократ Висконти, который не высокомерен по отношению к людям, стоящим ниже на социальной лестнице, который строг к себе и своим фильмам, который не стесняется говорить правду, а к смерти относится скорее с любопытством.
Ему никогда не простят его аристократизм, так говорила Коко Шанель о нем.
Режиссер, который ищет «абсолютную красоту»
В 1945 году снимает вместе с другими режисерами ленту «Дни славы» в память об антифашистском сопротивление и считает эти годы лучшими в своей жизни.
Нужно сказать, что Висконти прежде всего театральный режиссёр. В Риме он создал театр Элизео на родовые деньги, который существует до сих пор.
Он для Италии, как Станиславский для России. В опере был абсолютным новатором, под его руководством все оживало, а оперная дива Мария Каллас была в него влюблена.
Висконти называют «просвещенным тираном», искавшим абсолютную красоту. Он создал 20 оперных спектаклей, каждый из которых был событием.
С 1954 года начиная с «Весталки» и последняя в 1973 году «Манон». В лондонском Ковент-Гардене поставил «Дон Карлоса», в 1966 году в Венской опере «Фальстафа».
Для него мировая культура это естественная среда обитания. Музыка в кинокартинах — это прежде всего оперные лейтмотивы:
- из Травиаты фильм «Одержимость»
- Любовный напиток фильм «Самая красивая»
- Севильский цирюльник фильм «Леопард».
Сплав киноязыка, пластика музыки, изобразительного искусства. Мастер это тонко чувствовал и с интеллектуальной сосредоточенностью передавал нам. Его учеником и продолжателем в оперном искусстве стал Франко Дзеффирелли.
Висконти увидел его в театре и между ними возникла симпатия. В католической Италии, внебрачному сыну нелегко достичь вершин, Висконти же образовывал Дзеффирелли, ввёл в свой круг, знакомил с элитой.
Их долгое время связывали близкие отношения. Он работал ассистентом фильмов Висконти, но по-настоящему стал известен, когда поставил «Золушку». Висконти нравилась идеальная античная красота и мужское начало.
Его подруга и импресарио Ольга Хорстиг писала: «Единственный его недостаток заключался в полной беспомощности перед красотой — мужской или женской. Тогда он совершенно терял способность быть объективным».
История любви и фильм «Леопард»
В жизни Висконти была очень сильная история любви. В 1934 году он влюбляется и делает предложение Ирме Виндишгрец, девушке очень знатного австрийского рода, он ей пишет потрясающие письма и называет её куколкой, но семья ему отказывает, не дав согласия на брак и Ирма выходит замуж за банкира.
Наверное, с тех пор Висконти никогда в своих фильмах не рассказывает о счастье, его фильмы обычно рациональные и с двойным подтекстом. И только в «Леопарде» чувствуется лиризм и нежность. Это первый фильм Висконти, увиденный мною. В главной роли известный голливудский актёр Берт Ланкастер.
Нужно сказать, что продюсером фильма был американец и для показа в Голливуде был необходим именно американский актёр, Висконти буквально навязали Берта Ланкастера и поначалу отношения между ними абсолютно не складывалось.
В начале съёмок актёр «капризничал», но Висконти умел показать кто в доме хозяин.
Фильм «Леопард» поставлен по роману другого графа Джузеппе Томази ди Лампедуза, который не был писателем, но на склоне лет хотел издать свой единственный роман. Его опубликовали после смерти, а в 1962г Висконти приехал на Сицилию, чтобы снять свой фильм в зените творческих сил. Спустя год он получил «Золотую пальмовую ветвь», а друзья после этого называли его леопардом.
Здесь Висконти показывает, как на смену истинной аристократии приходят нувориши, новая буржуазия, имеющая деньги купить одежду, но не умеющая её носить, не умеющая сидеть за столом.
Настроение Висконти созвучно с главным героем князем Салино, который в одном из эпизодов говорит: «Мы были леопардами и львами, а на смену приходят шакалы».
Действие происходит в 19 веке во время национально-освободительного движения против объединения Италии. Князю не хочется быть вместе с новой властью, но его эпоха уходит, и он покидает мир вместе с ней.
Фильм цветной, очень красочный, а последняя сцена бала, которая длится почти час, снята настолько искусно, что «глаз не оторвать». Всё настоящее убранство столов, флористика, костюмы, свечи, великолепие интерьеров, он сочетает с мощным интеллектом, с тонким вкусом.
Со временем Берт Ланкастер, который не заканчивал театральных институтов скажет, что в Голливуде он не встречал таких режиссёров. А ведь они были в чем-то похожи, оба имели опыт войны и даже рост у обоих 1 метр 85 см.
В «Леопарде» снимаются и Алён Делон с Клаудией Кардинале, и оба они необыкновенно прекрасны. После окончания фильма Клаудия Кардинале напишет: «Он был последний князь кинематографа, а войти на съёмочную площадку было все равно что войти в храм», и еще: «Висконти научил меня быть красивой». Он подарил ей расшитую золотом шаль.
Любовь к литературе и фильм «Смерть в Венеции»
Висконти работал только с великой литературой и в 1971 году создаёт шедевр мирового кино «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.
Ему было 64 года и как писал он, это размышления об эфемерности всего прекрасного в жизни:
- Красоты
- Любви
- Юности
- и неизбежности смерти.
На мой взгляд это высшая точка в его карьере и за этот фильм он принимает золотую пальмовую ветвь из рук Роми Шнайдер, одной из любимых своих актрис.
И опять в Америке отказываются показывать «Смерть в Венеции» якобы из-за моральных устоев. Висконти не принимает гонорар, назревает скандал, но английский лорд Норвич в рамках программы помощи Венеции демонстрирует этот фильм в Лондоне, где присутствует также английская королева с семьёй.
В Лондоне этот фильм ожидает полный триумф. Думаю, что, если бы Мастер снял только «Смерть в Венеции», он навсегда остался бы в истории кино как великий режиссёр.
Главные роли играют англичанин Дирк Богарт и Бьерн Андерсен. Висконти очень долго вынашивал идею этого фильма, и сохранилась буквально хронология как он искал на роль Тадзио мальчика, как дотошно выбирал натуру, ему веришь безгранично, т. к. он обращается к публике на языке кино, и едва уловимых жестов.
Его герой немолодой профессор Ашенбах приезжает на корабле (а как ещё в дом нужно заходить с парадного входа, а в Венеции парадный вход это море) чтобы преодолеть творческий кризис. Он встречает мальчика красавца из польской знати и влюбляется в него. Как-то просто все, если бы не было так сложно.
Венеция — это город на постоянном пороге смерти, прекрасный город призрак и другого такого нет. Тема любви и смерти прослеживается во всем. Говорят, когда Дирк Богарт допытывался у Висконти в чем зерно роли тот ему отвечал слушай музыку, а музыка Маллера звучит на протяжении всего фильма.
Профессор так и не решается заговорить с мальчиком он только любуется и даже идёт к парикмахеру, который обещает «омолодить» его. Трагизм с подтекстом, парадокс, мучительные страдания и смерть от холеры, а может от встречи с идеалом. Производит впечатление и заставляет задуматься, что итог для человека всегда один.
Продолжение следует…
Савицкая Надежда
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.