В Петербурге много «семейных дворцовых усадебных домов», каждый интересен по-своему, в каждом есть история… но этот удивительный Фонтанный дом почему-то запоминается больше всех, наверное потому, что в нем проживало много поколений одной семьи Шереметевых и было очень много людей, которые в этот доме «служили». Он так же был для них домом… таким же родным, как и для хозяев этого дома… статья с фотографиями этого дома.
Содержание
Первое посещение
Мое первое посещение было лет 5 назад, в нем была интересная выставка, посвященная Майе Плисецкой, были выставлены ее костюмы, пуанты, фотографии и личные вещи. Тогда мы обратили внимание, что в доме много музыкальных инструментов. Там и сейчас постоянно проводятся выставки и музыкальные вечера.
Сейчас этот музей насчитывает более 3000 экспонатов музыкальных инструментов со всего мира. В стенах этого дворца создан Музей театрального и музыкального искусства. В 2022 году в залах музея открылась постоянно действующая экспозиция музыкальных инструментов эпохи барокко, где представлено более 150 инструментов от известных мастеров, которые можно не только увидеть, но некоторые можно и послушать.
Пять поколений Шереметевых
Фонтанный дом на набережной реки Фонтанки, 34 почти ровесник Санкт-Петербурга. Петр Первый впервые подарил эту землю графу Борису Петровичу Шереметеву в 1712 году, двухэтажный дом в стиле русского барокко был построен в 1750 году, в этом же году освятили и домовую церковь Св.Варвары. В строительстве, а потом уже в перестройке этого дома участвовали многие известные архитекторы: Воронихин, Корсини, Квадри, Аргунов, Старов, Кваренги и др.
До 1917 года здесь проживали пять поколений семьи старшей ветви Шереметевых:
Граф Борис Петрович Шереметев (1653—1719гг), имел 5 детей, и еще были дети от первого брака, в то время действовал закон о единонаследии и Борис Петрович мог передать свое имущество по своему выбору. Он передал его сыну Петру, от второго брака с Анной Петровной Нарышкиной.
Граф Петр Борисович Шереметев (сын Бориса Петровича) (1713 — 1788гг), имел генеральский чин, был женат на княжне Варваре Алексеевне Черкасской, имел 6 детей, трое их них скончались не дожив до совершеннолетия. В годы жизни его была создана Домовая канцелярия, это целая система управления служащих, которые обслуживали все имения хозяина.
Были внебрачные дети, которые признавались отцом и он принимал участие в их воспитании, имели сокращенную или усеченную фамилию своего отца и значились как Реметевы. Они не могли наследовать имущество, но жили в достатке и могли иметь капитал. В то время это было в порядке вещей для людей такого социального статуса.
Граф Николай Петрович Шереметев (сын Петра Борисовича, жена его Прасковья Жемчугова),(1751—1809гг), владел Фонтанным домом с 1788г и до смерти. Полученное образование и богатство, а также воспитание позволило ему заниматься меценатством. И он вкладывал много средств в театр, созданный его отцом. Только свой театр он устраивал на французский манер, оттуда же он получал и новые пьесы для постановок.
Штат служителей в доме в то время оставлял 300 человек.
Граф Дмитрий Петрович Шереметев (единственный сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой), (1803- 1871гг), мать умерла через три недели после его родов, а в 6 лет он остался полным сиротой. Женился 1837 г. на А.С. Шереметевой, дочери Сергея Васильевича, другой ветви Шереметевых.
Посаженными родителями на свадьбе были император и императрица. И в 1838 году у него родился первенец, сын Николай, который умер в младенчестве. В 1844 г. родился сын Сергей. После смерти жены имел связь с ее сестрой Варварой Сергеевной Шереметевой. Однако венчался во второй раз он на А.Г.Мельниковой, родилось двое детей, сын Николай и девочка Екатерина, которая умерла младенцем. Дмитрий Петрович прожил в Фонтанном доме дольше всех остальных владельцев.
Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, (1844—1918гг), национализация дворца произошла в 1918г, входил в число первых 15 лиц при дворе Николая Второго. Крестили его при рождении в церкви Зимнего дворца, так как его мать была до замужества любимой фрейлиной императрицы Александры Федоровны, в детстве его называли милым именем «графчик». В 1868 году женился на княжне Вяземской Е.П. , у супругов было 5 сыновей и две дочери, и двое детей умерло во младенческом возрасте.
К началу 20 века в Петербурге Фонтанный дом считался одной из самых красивых и известных достопримечательностей. И это был, пожалуй, и самый богатый дом в Петербурге, владел которым один из представителей старинного русского дворянства. В нем были приемные дни — журфикс, там собирались «сливки общества» не только для развлечений, но и для серьезных умных разговоров.
История семьи Шереметевых в Фонтанном доме
Борис Петрович Шереметев самый первый в России получил графский титул, до этого было всего несколько человек, которым был пожалован такой титул императором Священной Римской империи. Сделано это было не просто так, это было приданное Анны Петровны Нарышкиной, урожденной Салтыковой.
Петр Первый спешил осваивать земли на берегах Невы и просил и своих подданных тоже не затягивать с постройками домов. Все его сподвижники, начиная с генерал-губернатора Меншикова, должны были в короткий срок построить дома.
И в 1750 году был построен дворец со множеством не только жилых, но и деревянных служебных помещений. Первый дворец размещался чуть подальше, и смотрел фасадом на улицу Белинского. Надо отметить, что почти на протяжении 200 лет, до 1917 года этот дворец принадлежал только семье Шереметевых, пяти его поколениям. Иногда они его сдавали в аренду, когда уезжали по долгу службы в Москву.
Внешний вид его практически таким и остался по сей день, как и был задуман архитектором Саввой Чевакинским, а построен Федором Аргуновым. Внутри во дворе дворца был устроен очень красивый парк, вплоть до Литейного проспекта, весь парк не сохранился до наших времен. Но в те времена в нем была Китайская беседка, Грот, Эрмитаж и везде была итальянская скульптура.
Сейчас обращает на себя внимание парадный въезд с набережной реки Фонтанки, очень красивая решетка с парадными воротами с гербом Шереметевых с надписью на латыни «Deus conservat omnia», что в переводе означает «Бог хранит все». Эта решетка была возведена по проекту архитектора Корсини в 1830г.
С Фонтанным домом связано имя и Прасковьи Жемчуговой, крепостной актрисой, которая играла в домовом театре Петра Борисовича Шереметева. Она стала впоследствии его супругой и родила ему следующего владельца дворца сына Дмитрия. При Дмитрии Николаевиче были перестроены внутренние интерьеры дворца, было это в 1830—1840гг.
Последний владелец дворца Сергей Дмитриевич Шереметев отдал свой дом после национализации летом в 1918г. После его смерти в 1919г, по инициативе одного из его сыновей Павла Сергеевича Фонтанный дом превратили в Музей дворянского быта, чтобы сохранить богатую коллекцию художественных ценностей. Но в 1920 году все перераспределили по разным музеям и здесь обосновался Институт Арктики и Антарктики. Сад стал закрытой территорией. И чтобы в него попасть был необходим пропуск. Такой пропуск был у Анны Ахматовой, которая проживала здесь со своим мужем в 1924 по 1952гг.
Сегодня в экспозиции музея перевезены некоторые вещи: скульптуры, картины и др. из залов дворца Шереметевых в Останкино, в частности их можно увидеть в Белой гостиной.
Все два века жизни этой семьи сохранено и описано в родовом архиве Шереметевых, в нем десятки тысяч единиц хранения: домовые книги, ревизские сказки, переписка владельцев со своими служащими, много разработанных в Фонтанном доме инструкций и другие интересные материалы.
Последний владелец дворца перед революцией опубликовывал архивные материалы о семье во многих журналах, а потом были изданы его мемуары, основанные на рассказах отца и Татьяны Васильевны Шлыковой( псевдоним Гранатова), близкой подруги Прасковьи Жемчуговой, которая обещала воспитывать сына Прасковьи Дмитрия Шереметева. Интересно, что стиль жизни обитателей дома сильно изменился после отмены крепостного права в 1861 году. В мемуарах упоминаются все жители и обитатели вместе со своими семьями, которые когда-либо жили или служили в Фонтанном доме.
Шереметевская хоровая капелла и домовая церковь Святой Варвары
Хоровая капелла была создана для сопровождения богослужений. В доме была своя домовая церковь Святой Варвары, которая не сохранилась. Сейчас там только ее очертания и фотография алтаря, она в стадии восстановления.
При доме жили священнослужители со своими семьями. В доме крестили детей, где крестными очень часто становились и сами графы Шереметевы. Священники служили здесь подолгу, некоторые начинали с низших должностей.
В штате состояли и певчие. Так певчий Гавриил Ломакин прославил шереметевскую хоровую капеллу на всю Россию в то время. В пору расцвета хоровая капелла насчитывала около 90 человек: был взрослый 32 человека и детский 54 человека состав капеллы. Большинство певцов были крепостными и набирались из «черкас», Борисовой и Алексеевской вотчин Курской губернии, откуда и был самый известный Гавриила Ломакин. Сам композитор Глинка с огромной похвалой отзывался о мастерстве певчих.
Но весь двор графа Шереметева относился к приходу и ныне действующей церкви Симеона и Анны, которая находится на Моховой улице. Еще с середины 17 века было принято, что один раз в год православные люди должны были прийти исповедоваться и причаститься в свой приходской храм. Их имена записывали в исповедную ведомость с указанием их имен, возраста и социального положения. Эти документы сохранены и сейчас, и находятся в государственных архивах.
Портрет Прасковьи Жемчуговой (жены графа Шереметева), знаменитый портрет в ее самой известной роли Элианы в опере «Браки самнитян» композитора Гретри А. -Э.
Интересна история этой актрисы. К Петру Шереметеву эта девушка попала как приданное от его первой супруги Варвары Алексеевны Черкасской. У нее был тоненький и очень чистый голос, и абсолютный музыкальный слух, именно поэтому ее и забрали от отца кузнеца в дворовый крепостной театр в Кусково. Она очень хорошо двигалась, пела, сочиняла песни и обладала очень красивой внешностью. Она выучила французский и итальянский языки, играла на клавесине, арфе и гитаре, брала уроки сценического искусства.
Девушка поражала своей скромностью, не интересовалась драгоценностями и дорогой одеждой. Доподлинно неизвестно ее отношение к графу, но она попросила его построить странноприимный дом в Москве, где могли бы получить помощь все нуждающиеся, «убогие и бедные, без роду и племени». В будущем этот дом стал больницей Склифософского.
Скорее именно за это она снискала любовь и уважение графа, который влюбился в Прасковью. Впоследствии граф дал ей вольную, а потом очень сложным путем смог и обвенчаться с ней. И Прасковья Жемчугова стала женой графа. Неравные браки тогда не приветствовались, разрешение необходимо было получать у императора.
Есть даже такой романс «Вечор поздно из лесочка», где говорится о венчании дворянина и его крепостной. Авторство часто приписывается именно Прасковье Жемчуговой.
Но жизнь в Петербурге, в его сыром климате очень сильно сказалось на здоровье Прасковьи. Она заболела туберкулезом, в то время его не умели еще лечить. Потом у нее пропал голос, и она уже не выходила на сцену. А вот рождение сына Дмитрия совсем подкосило ее здоровье, и она умерла через 20 дней после его рождения.
Фотогалерея
При написании статьи использовались материалы книги А.Краско «Фонтанный дом его сиятельства графа Шереметева»
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.