Аничков дворец связан с самыми лучшими воспоминаниями, почти десять лет мы ходили сюда с ребенком на занятия. И сейчас, как и много лет назад, здесь слышны детские голоса, и также сидят родители и ожидают своих детей… В то время не было экскурсий по дворцу, и просто походить и посмотреть внутренние помещения было невозможно. И вот неожиданно удалось попасть на экскурсию, и она превзошла все мои ожидания. Дворец оказался не только интересным, но и очень красивым внутри.
Содержание
История названия Аничкова дворца
Свое название дворец получит от самого известного в Санкт-Петербурге одноименного моста с конями Клодта, который находится рядом. Когда-то это была окраина города и река Фонтанка была границей, за которой город заканчивался. Сам дворец был обращен парадным фасадом на Фонтанку, чтобы к нему можно было подплывать прямо к парадному входу.

Внешний вид Аничкова дворца
А название Аничкову мосту было дано от фамилии инженера-полковника Михаила Аничкова, чей батальон строил мост, а также размещался на берегу реки Фонтанки. Финская деревня около моста также получила название Аничковой слободы.
В 18 веке территория, где сейчас располагается Аничков дворец принадлежала первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Девиеру А.М... Но вот 25.11. 1741 года после дворцового переворота, когда на престол взошла дочь Петра Великого, здесь стоял Преображенский полк, и Елизавета Вторая приказала построить здесь дворец. Это, кстати, был первый дворец на Невском проспекте.
Историю же Аничкова дворца условно можно поделить на период владения дворцом императорской семьи Романовых и период советский с 1930 года, когда в нем стал располагаться Дворец пионеров, впоследствии названный Дворцом Творчества Юных.
Владельцы Аничкова дворца
Сам дворец начали возводить по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году, главным архитектором дворца первоначально был архитектор Михаил Земцов, после его смерти в 1743 году всю работу по строительству дворца курировал ученик Земцова Григорий Дмитриев. А заканчивал строительство — архитектор Бартоломео Растрелли.
Изначально дворец должны были построить в виде растянутой буквы «н» с разноэтажными зданиями. Центральная часть, там где вход, имела три этажа. Рядом стояли два боковых трехэтажных флигеля, сверху на них расположены были ребристые купола. В парадном дворе был большой бассейн, с запада дворец окружал собственный сад, который был обустроен по типу Петергофского сада английским садовником Людвигом Тапером. Внутри дворец тоже имел много росписей, крыльца были с портиками и балконами.

Вестибюль
Во дворце на втором и третьем этажах была домовая церковь, которую освятили в 1751 году. В церкви был богато украшенный резной одиннадцатиметровый трехъярусный иконостас (в настоящее время все это утрачено). Последнее венчание было совершено здесь в 1914 году. Венчались княжна Ирина Александровна и князь Феликс Юсупов. В советские годы Дворцовую церковь переделали в кинозал на 300 мест.
Сам дворец строился как первая парадная резиденция на Неве, так как это была граница города. Лицом он стоял к реке, а не к Невскому проспекту, к нему можно было подплыть по воде.
Но Елизавета Вторая не жила здесь, а дворец был построен для ее фаворита — Алексея Разумовского. При Екатерине Второй во дворце жил также ее фаворит Григорий Потемкин.

Парадная лестница
Аничков дворец все время служил подарком известным людям. Екатерина Вторая выкупила дворец у наследников графа Разумовского и подарила его Потемкину. Потемкин испытывая финансовые затруднения продал его какому-то купцу, но Екатерина Вторая потом дважды снова его выкупала для Потемкина. Но в итоге дворец был выкуплен в казну и стал в 19 веке резиденцией императорской семьи.

Мраморная ваза около парадной лестницы
Итак, Аничков дворец был подарком:
- Елизавета Вторая подарила его графу Алексею Разумовскому;
- Екатерина Вторая — князю Григорию Потемкину;
- Александр Первый подарил дворец на свадьбу своей сестре Великой Княгине Екатерине Павловне в 1816 году, когда она выходила замуж за принца Георга Ольденбургского;
- После ее отъезда из России в 1817 году дворец стал собственностью (свадебный подарок Александра Первого) ее брата императора Николая Павловича (император Николай Первый), и становится царской резиденцией. В эти годы также ведется перестройка дворца архитектором Карлом Росси: был построен Сервизный корпус, два садовых павильона, полностью был перепланирован сад. Во дворце часто проводились балы, на которых блистала жена А. С. Пушкина Наталья Николаевна;
- Во дворце воспитывался сын Николая Первого- Александр Второй, его учителем в то время был поэт Василий Жуковский, предположительно он и жил здесь. И здесь же А. С. Пушкин читал впервые своему учителю Жуковскому поэму «Руслан и Людмила;
- В 1841 году дворец снова стал подарком на свадьбу сыну Александру, а тот через 25 лет также подарит дворец на свадьбу своему сыну, будущему императору Александру Третьему;
- В 1855 году дворец пытались переименовать в честь скончавшегося императора Николая Первого и назвать «Николаевский», но такое имя не прижилось;
- Александр Третий выбрал Аничков дворец как свою императорскую резиденцию в городе, здесь у него был свой кабинет, где он принимал министров и проводил совещания. После его смерти во дворце вплоть до революции в нем проживала супруга императора Александра Третьего Мария Федоровна;
- После Октябрьской революции во дворце был открыт музей, а в 1925 году музей был закрыт, и в 1937 году после реконструкции здесь был открыт Дворец пионеров.
Интересные факты про Аничков дворец
Как мы видели ранее дворец всегда был подарком фаворитам и членам императорской фамилии. Каждый новый владелец что-то перестраивал и добавлял к первоначальному облику дворца. Именно тогда и появились два рядом построенных одноэтажных флигеля внутри двора во дворце.

Зеленая гостиная
Интересно, что дворец стоит боком своим фасадом к главной улице Санкт-Петербурга. Произошло это потому, что изначально ко дворцу был прорыт канал и по нему в гавань пришвартовывались суда, что было удобно для жизни во дворце.
Вместе с дворцом графу Григорию Потемкину Екатерина вторая подарила и сто рублей денег из казны для обустройства дворца для жизни. И Григорий Потемкин засыпал канал в гавань, где пришвартовывались судна ко дворцу, а сам дворец перестроил в строгом классическом европейском стиле, убрав все лепные изделия, а также уравнял этажность зданий.
Александр Третий, кстати, считал этот дворец самым безопасным для жизни своей семьи, и для этого была построена специальная глухая стена со стороны площади.
Во Дворце в разное время занимались дети, ставшие впоследствии известными личностями:
- шахматами занимались Виктор Корчной, Борис Спасский и Марк Тайманов;
- космонавты Герман Титов и Владимир Комаров посадили березу перед входом во дворец;
- в кружки во Дворце Творчества Юных ходили известный режиссер Лев Додин, народные актрисы Алиса Фрейндлих и Татьяна Доронина, режиссер Сергей Соловьев и актер Михаил Козаков, оперная певица Елена Образцова, киноактер Александр Галибин, солистки балета Диана Вишнева и Людмила Семеняка, актеры Борис Смолкин и Сергей Юрский, известный фигурист Олег Протопопов и тренер по фигурному катанию Алексей Мишин, телеведущий Николай Фоменко, режиссеры Алексей Учитель и Игорь Масленников и др.
В блокадные годы Дворец Пионеров не переставал работать, и 28 июня 1942 года здесь был проведен вечер выпускников ленинградских школ. Во все годы Великой Отечественной Войны здесь также размещался госпиталь, где были раненые.
В дворцовом парке во время войны 1941—1945гг были закопаны кони Клодта с Аничкова моста.
История появления Комнаты сказок Аничкова дворца
К 1945 году дворцовый комплекс отреставрировали и появились обновленные Горьковская и Пушкинские комнаты сказок. Откуда и когда они там появились?

Комната сказок
История этих комнат началась с небольшого поселка в Ивановской области, который и стал родоначальником Палехского промысла в лаковой миниатюре. После 1924 года палехские иконописцы объединились в «Артель древней живописи», чтобы сохранить себе работу и освоили эту лаковую миниатюру с помощью технологии темперной живописи. Этим они сохранили свое существование в новой атеистической культуре того времени. Оттуда и появились красивые лаковые шкатулки, тарелки, ложки, броши, а на них расписные сказочные и былинные сюжеты. Обычно рисовали темперными красками на черном фоне и потом расписывались золотом. Этот вид искусства стали называть народным промыслом.
Оказывается, Максим Горький был связан с художественным промыслом Палеха и сам занимался в иконописной мастерской Нижнего Новгорода.
По воспоминаниям одного из организаторов Артели древней живописи Ивана Голикова, после эмиграции Горький сам принимал активное участие в их жизни и именно при его посредничестве в 1936 году они получили заказ на роспись двух залов во Дворце Пионеров.
На стенах двух комнат были расписаны потолки и созданы монументальные композиции. Краски для росписи замешивали на яичных желтках и рисовали по сухой штукатурке. А чтобы белки не пропадали, из них в подвале Аничкова дворца делали безе в кондитерском цехе.
Первый зал называется «Горьковский», и здесь можно увидеть разные сюжеты из ранней прозы А. М. Горького:
- «Легенда о Данко» из «Старухи Изергиль»
- «Песня о Соколе»
- «Песня о Буревестнике»
Мебель, которая стоит вдоль стен тоже вся расписана и сделана из дерева специально для этих комнат «Сказок».
Вторая комната «Пушкинская», расписана она по сказкам А.С. Пушкина и на всех стенах этой комнаты расписан сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке», а также есть сюжет стихотворения «У Лукоморья дуб...» и есть сюжет из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Если посчитать витязей, что делают все дети, то их окажется тридцать...а сказка о «Рыбаке и рыбке» расписана очень красиво, даже захотелось вспомнить это произведение!
Интерьеры Аничкова дворца
Как и во многих дворцах Санкт-Петербурга, здесь много парадных залов: есть Концертный зал, Голубой зал, Танцевальный зал, есть оранжерея с живыми цветами (Зимний сад) и совершенно уникальная библиотека.

Зимний сад
Интерьер Зимнего сада был выполнен в стиле короля Людовика 16-го, а расположен он был прямо над главным входом во дворец. Цветы для оранжереи Зимнего сада привозили с розария Елагина острова. Зимний сад сохранился в таком виде, каким был при последней хозяйке императрице Марии Федоровне.
Проектировал Зимний сад известный архитектор Карл Рахау в 1874 году. На полу лежал ковер темно-гранатового цвета, в саду были фигурки «Амура» Фальконе, две китайские вазы, стоящие на пьедестале, скульптура «Мать с ребенком» и еще каменные изделия из уральских самоцветов. Судя по чертежам, интерьер Зимнего сада сохранился без изменений. Сегодня Зимний сад украшают скульптуры, среди которых «Младенец Дионис» и скульптурная группа фонтана «Мальчик с уткой».
Также сейчас в Зимнем саду можно увидеть двух огромных зеленых «заколдованных» лягушек. В архивах Санкт-Петербургского дворца пионеров есть информация, что в 1937 году этих лягушек подарил Императорский фарфоровый завод, и что они сделаны непосредственно на этом заводе из фарфора.
В 1866 году сын Александра Второго Великий Князь Александр Александрович после женитьбы на датской принцессе Дагмар (в православии Мария Федоровна) перевез сюда свою библиотеку и начал ее обустраивать в левом крыле здания, окна ее выходили в сад. Зал библиотеки восьмиугольный и двухъярусный и сейчас, сделан он был в стиле Ренессанса с витражами.

Лягушки в Зимнем саду
По углам этого помещения в четырех углах размещены ниши, в которых расположился вход в библиотеку, винтовая лестница на второй этаж библиотеки, камин с гербом Александра Третьего, который из-за пожароопасности помещения не использовался по назначению, а служил, скорее, украшением. А еще в библиотеке есть потайная дверь в помещение, замаскированная под полки, в котором любили играть дети. Люстры в библиотеке были из бронзы, а книжные шкафы — дубовые, а вот потолок гипсовый, но он так искусно покрашен, что кажется, что он из дерева. В наши дни библиотека почти полностью сохранила свой прежний вид.
Дворец очень много лет менял своих хозяев и внутри мало что сохранилось из мебели еще и потому, что Дворец не имеет музейного статуса, и в нем занимаются дети. Помещения приспособлены для этих целей, но все же сохранилось много интересного: белые мраморные вазы с видами Троянской войны и Сатира к вакханками около лестницы, расписные мраморные перила лестницы, люстры (одна из них в виде ананаса, другая гранатового оттенка), библиотека с альковами для уединенной работы, кабинет императора и др.
В передней (так называется зал дворца) на стене вывешены фотографии всех владельцев дворца, а также всех знаменитых учеников Дворца Творчества Юных. На стенах этого зала вывешены рисунки талантливых детей, которые в разное время занимались во Дворце в студии изобразительного искусства.
За помещением передней расположена Малая столовая (бывшая приемной и Салоном для гостей), мебели в этом помещении почти нет, как, впрочем, и во многих других комнатах. Обращаешь только внимание на люстры в каждой комнате, в Малой столовой они красивого рубинового цвета.
Следом можно увидеть Танцевальный зал с белыми колоннами и очень красивыми барельефами, называемыми десюдепортами, расположенными над дверными проемами. Танцевальный зал использовался по прямому назначению, есть даже хоры (балкон) для оркестра. Рассказывают даже историю, что Мария Федоровна очень любила танцевать и устраивала даже долгие разноцветные балы во дворце. А Александр Третий даже иногда потихоньку начинал отпускать музыкантов и сам начинал играть на инструментах, показывая своей жене, что время позднее и музыканты устали, и пора заканчивать бал. Есть даже интересная история про костюмированный черный бал с бриллиантами.
Именно в этом Танцевальном зале сейчас проводятся самые интересные и очень красивые елки для детей в Санкт-Петербурге.
Стоит отметить, что выходя из библиотеки можно пройти анфиладу комнат, из которых хорошо виден внутренний сад. Раньше он был намного больше, чем сейчас. В настоящее время там площадь Островского и Публичная библиотека.

Библиотека
Одной из первых в этой анфиладе можно увидеть Желтую гостиную, здесь был когда-то читальный зал. Комнату украшает бюст Пушкина, появившийся здесь к столетнему юбилею со дня дуэли с Дантесом. Ранее было отмечено, что он бывал здесь у Жуковского, а также на балах по приглашению императорской четы, что делал неохотно, так как не любил их, в отличии от его жены — Наталии Николаевны.
Следом идет Голубая гостиная, со множественными барельефами на стене из Гомеровской «Илиады» и с камином, мебели практически нет совсем. Следом идет Малиновая гостиная, это был когда-то кабинет Марии Федоровны. Впечатляет очень красивая лепнина на потолке с ангелочками, которые держат в руках картины, и недаром обращаешь на это внимание, ее автор художник Алексей Боголюбов, он был учителем живописи у Марии Федоровны. И еще в этом зале находится любимая ее скульптура «Девочка в шали», которая простояла во дворце более 100 лет. Автором ее является итальянец Энрико Брага, наши пионеры даже прозвали ее Настенька из сказки «Морозко».

Девочка в шали
Рядом с Малиновой гостиной находилась уборная Марии Федоровны, в которой сохранились такие милые скульптуры, как «Вакх в корзине» и «Девочка, пишущая письмо». После уборной можно пройти еще в одно помещение- это спальня Марии Федоровны. К сожалению, здесь не осталось ни кровати, ни туалетного столика, но можно точно понять, что это помещение женщины — в отделке розовый цвет у букетных композиций на стене. В этом зале на стене есть несколько старых фотографий дворца того времени.
И последнее помещение второго этажа — это Дубовый кабинет Александра Третьего. На стене этого кабинета можно увидеть большие портреты его самого и его жены — Марии Федоровны. В кабинете очень красивый резной деревянный камин из дуба и также весь кабинет отделан деревянными резными панелями.

Дубовый кабинет Александра Третьего
Кстати, экскурсия была длительностью почти два часа, и совсем не хотелось уходить из дворца. Радостно, что дети и сейчас занимаются в самых разных кружках среди такой красоты. Очень рекомендую этот дворец к посещению в Санкт-Петербурге!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.